Реализация компетентностного подхода в организации внеурочной деятельности учителем начальных классов Пронченок Татьяна Борисовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, успешности в личностной и профессиональной деятельности которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые мыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт +деятельность.
Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей: 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции 7. Компетенции личностного самосовершенствования
Компетентностный подход в школе в системе воспитательной работы реализуется не только в учебной деятельности, но и через организацию внеучебной деятельности, что приводит к формированию ключевых компетенций у детей на данном этапе их развития. Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление. Задача классного руководителя — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.
Главная задача при компетентностном подходе заключается в том, чтобы выявить эффективные способы, методики диагностики личностного роста ребенка. Задачи воспитательной работы : - на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей; - воспитание сплочённого коллектива; - воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика; - воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
- воспитание в детях уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). - формировать экологическую грамотность учащихся; - развитие в детях чувства прекрасного: любовь к животным, природе, музыке, поэзии; - укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
В рамках реализации ФГОС ведутся разнообразные кружки. На примере кружка «Моя волшебная улица» мы рассмотрим , как осуществляется компетентностный подход.
Программа учебного курса «Моя волшебная улица» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения (ДД) у детей младшего школьного возраста.
Цель данного курса: в условиях систематического обучения в школе формировать обязательный минимум знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, его культуру поведения на дорогах и улицах, необходимую для устранения опасных ситуаций.
обучающие- а)развитие познавательного интереса к правилам дорожного движения; включение в самостоятельную исследовательскую деятельность. б)приобретение знаний ,умений и навыков поведения на улице, на дороге, умение понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; знакомство со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. в)развитие мотивации к изучению правил дорожного движения. воспитательные- а)формирование дисциплинированности. б)формирование потребности в саморазвитии общественной активности младших школьников; б)формирование культуры общения и игрового взаимодействия. развивающие- а)развитие таких личностных качеств ,как активности, самостоятельности,; Задачи:
-гуманизация образования; -осуществление целостного подхода к воспитанию; -соответствие содержания возрастным особенностям учащихся; Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций: -развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт, -коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов, -релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении, -развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию , активизирует их резервные возможности, -воспитывающую – формирует мысль о необходимости соблюдения правил дорожного движения , способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Педагогические идеи и принципы:
Знать: ПДД на улице; правила движения по дороге ; понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; уметь пользоваться автобусом, троллейбусом ,трамваем; знать значение важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги Предполагаемые результаты:
На занятиях мы применяем магнитную доску
Дорисуй дорожный знак
Вопрос: Кажется, светофор сломался. Как переходить дорогу в этом случае?
Программа содержит теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение последней, предусматривающей разработку и проведение игровых мероприятий,практические занятия в«городках безопасности» разучивание игр, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения,экскурсии.Всё это обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности учеников в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ключевые компетенции в различных сферах социального опыта:
Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы: - Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным); - Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом); - Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);
- Круглый стол, обсуждение; - задание с массивом; - идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию). - мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне. Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.
Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Спасибо за внимание
литература Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обнов-ление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара, 2003.- 91 с. Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 г.г." Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». — 2003. — 24 апреля. — Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностномподходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с. Лебедева, Г. А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006. Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. — 2005. — №18. —
Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина .- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с. Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированимю ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. — М.: «Когито–Центр», 2002. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84. Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. — 2002. — №36. — http://www.ug.ru/02.36/t24.htm Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. — 2002. — №20. — http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -