Педагогические исследования Гудырева Л.Н. Сыктывкар,2011г..
критерии исследования наличие цели исследования;наличие научного языка описания;наличие специально созданных условий;наличие гипотезы;наличие способов диагностики;ориентация на получение нового педагогического (управленческого)знания.
Уровни педагогического исследованияуровень — опытная работа;уровень— опытно-экспериментальная деятельность;уровень— экспериментально-поисковая деятельность;уровень - экспериментально-исследовательская деятельность. Основанием для разделения по уровням является степень достоверности и воспроизводимости результата эксперимента.
Структура исследованияПротиворечие - проблема, мешающая деятельности педагога, руководителя, не позволяющая ему достигнуть желаемого результата. Противоречие - что нужно изучить из того, что раньше не было изучено? Ответ на этот вопрос и рождает идею эксперимента:
Структура исследованияОбъект - педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться ( ответ на вопрос - что исследуется?), Пример: объект- учебный процесс в целом, а предмет - формы его организации.
Структура исследованияпредмет исследования – конкретная часть объекта внутри которой ведётся поисккак рассматривается объект, какие свойства, отношения, функции выделяются в объекте; какая часть объекта будет раскрываться в данном исследовании?
Структура исследованияГипотеза - развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель; будущая методика, система мер, за счет которых ожидается получить эффект в изучаемом процесс.Конструкции: «Если-то», «так как», «при условии, что»
Структура исследованияэкспериментальная идея, замысел (как воплотить идею на практике), цель - что разработчик хочет создать или апробировать в результате исследования? Конструкции; Выявить Установить Обосновать УточнитьРазработать.
Структура исследованиязадачи - выбор путей и средств для достижения цели (какие шаги нужно сделать при этом?) Формулировать в виде утверждений, что необходимо сделать, чтобы достичь цели, в соответствии с гипотезой.
Этапы исследованияДиагностический этап - , выявление проблемы обоснование её актуальности.Прогностический этап — постановка цели, задач, построение модели процесса, новой технологии, формулирование гипотезы.Организационный этап - создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств Практический этап Обобщающий этап — обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанного новшества.
Оформление результатов исследованияВ виде:научного отчета, докладастатьи, реферата,методического пособия,диплома, диссертации, монографии.
Оформление результатов исследования1. Исходные позиции. 2. Цель исследования, гипотеза и основные задачи. 3.Основные методы исследования. 4.Основные аргументированные результаты исследования. 5.Основные выводы и предложения. 6.Теоретическая и практическая значимость исследования и егоновизна. 7.Внедрение результатов исследования в практику(тиражирование , распространение).
Отчет должен включатьтитульный лист, список исполнителей, содержание (оглавление), основную часть работы, список литературы Приложения: описания средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний; примеры: инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и примененных в исследовательской работе; таблицы, графики, иллюстрации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические методынаучные теории метод анализа систем знаний (при выборе исходной теории, гипотезы для разрешения избранной проблемы; выявления и разрешения противоречий, постановки проблемы, построения гипотез
Эмпирические методы (методы-операции)Наблюдение ( цель, план-вопросник, минимум признаков, нейтральное лицо);Устный опрос (беседа, интервью). Письменный опрос — анкетирование.Метод экспертных оценок (метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Делфи, метод эвристического прогнозирования ). Тестирование —диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского тезт — задача, проба).
Эмпирические методы (методы-действия) обследование (эмпирические методы-операции : наблюдение, изучение и анализ документации, устный и письменный опрос, экспертный метод, диагностики, аудит) мониторинг, изучение и обобщение опыта: педагогическое мастерство педагогическое новаторство,
Эмпирические методы (методы-действия)Новизна. Высокая результативность.Соответствие современным достижениям науки. Стабильность Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Оптимальность опыта
Эмпирические методы (методы-действия)4. опытная работа- метод внесения инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой (проверка новых учебных планов и программ, учебников, новых образов. услуг) 5. эксперимент- явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. (изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных) – введение нового метода обучения и его влияние на обучение и развитие личности.
Методы моделирования. Метод «сценариев»- метод подготовки и согласования представлений о проектируемой системе сценарий документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению;результаты количественного технико-экономического и/или статистического анализа с предварительными выводами;- логически обоснованные модели будущего, которые после принятия решения можно рассматривать как прогноз, как приемлемый рассказ о том, «что случится, если...».
Графические методы.графики, схемы, диаграммы, гистограммы, древовидные структуры и т.д. теория графов и возникшие на ее основе методы сетевого моделирования [25 и др.].Метод структуризации. позволяет разделить сложную проблему на более мелкие, лучше поддающиеся анализу - Метод «дерева целей».
Спасибо за внимание!