Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В 2003 г. закончила исторический факультет Новосибирского госу-дарственного педагоги-ческого университета. Работаю в МБОУ Тогучин-ского района Сурковской СОШ с 1999 г. Педагогический стаж - 14 лет. В 2004 г. присвоена первая квалификационная категория. В 2009 г. под-твердила первую квали-фикационную категорию.
Тема самообразования: Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
Актуальность проблемы:Обновление содержания исторического образования, повышение качества образования нацелено на приобщение учащихся к проектно -исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний; организация проектной деятельности способствует развитию личности учащегося, созданию субъективных отношений между учителем и учеником в образовательном процессе.
Цель моей педагогической деятельности – это развитие познавательной деятельности учащихся посредством организации проектной деятельности на уроке и во внеурочное время через:¤ формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;¤ формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;¤ формирование специальных и исследовательских умений и навыков;¤ приобретение опыта проектной деятельности.
Задачи работы заключаются в следующем:1. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.2. Усилить практико-ориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 8 – 11 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект.3. Внедрить в процесс обучения и воспитания различные приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.4. Сформировать устойчивую положительную мотивацию на уроках истории.5. Соблюдать основные принципы организации проектной деятельности учащихся: осмысленность, доступность, наглядность, естественность, культуросообразность, самостоятельность.
Считаю, что проектная деятельность наиболее способствует развитию интереса к предмету. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта. Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает изменение роли учителя, поскольку важнейшая его задача связана не с передачей готовых знаний, а с организацией познавательной деятельности учеников, консультированием и направлением в нужное русло их деятельности.
Темы проектов:«Школа Древней Руси», «История моей семьи», «Юность моих родителей», «Флаг, герб, гимн», «История изобретений», «Культура эпохи Возрождения», «Моя малая Родина», «XX век – год за годом», «Обыкновенный фашизм», «Адмирал Колчак: злодей или патриот?», «На службе Отечеству», «Судьба реформаторов в России», «Что в имени тебе моем…», «Альтернативная история: «+» и «-» …
Применяемые педагогические технологии:технология личностно -ориентированного обучения; технология развивающего обучения;использование информационных технологий;технология уровневой дифференциации
Самообразование и повышение квалификации:2004 г. – курсы «Intel» - «Обучение для будущего»2008 г. – дистанционные курсы по теме «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»2009 г. – курсы НИПКиПРО по теме: «Программы «История» и «Обществознание»2004 г. – конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ» (на базе ОблЦИТ)2007 г. - конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. УМК А.А. Данилова, Л.М. Косулиной. Издательство «Просвещение» (на базе ОблЦИТ)2008 г. – семинар «Актуальные проблемы преподавания общественных дисциплин и подготовки учащихся к ЕГЭ» (г. Новосибирск, школа № 184).Участие в работе районного М\О учителей истории и обществознания
знакомство с опытом работы учителей истории по применению современных технологий обучения (М.Т. Студеникин «Современные технологии преподавания истории в школе», Е.Н. Кальмаева «Технология коллективного способа обучения», Э.Н. Абдулаев «История и развивающее обучение», О.Е. Морозова «Личностно-ориентированный подход при изучении истории»);изучение сборников нормативных документов по истории и обществознания (федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, примерные программы по истории и обществознанию).
Выступления на РМО:2006 г. – «Альтернативная история: проблемы внедрения в образовательный процесс»2008 г. - «Актуальные проблемы преподавания общественных дисциплин и подготовки учащихся к ЕГЭ» 2009 г. – «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»
Участие в конкурсах:2004 г. - Областной конкурс учебных проектов (2 место);2004 г. – районный конкурс «Учитель года»2005 г. – районный конкурс-выставка учебных проектов2007 г. – участие в районной интеллектуальной игре «Перекресток семи дорог»2007 г. – участие в Областном конкурсе «Страницы истории Новосибирской области»2009 г. – участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Государственный Герб, Гимн, Флаг России»2009 г. – участие в Межрегиональном конкурсе «Служение Отечеству: события и имена».2010 г. – V Областная конференция юных историков (лучшая работа) 2012 г. – Всероссийская олимпиада
Районный конкурс «Учитель года»