Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления Автор: Медведева Т.С., учитель истории и обществознания высшей категории МОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа»
Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать.Рене Декарт
Основные негативные явления традиционной системы обучения:объяснительно - иллюстрированный характер преподавания; преобладание репродуктивных методов обучения;недостаточно высокий уровень самостоятельной деятельности учащихся;ученик является пассивным объектом учебного процесса;учащиеся недостаточно хорошо владеют навыком работы с дополнительной литературой, статистическим материалом.
Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:гарантированность достижения результатов обучения;паритетные отношения учителя и учеников;возможность работы обучаемых в парах, в группах;возможность общения с товарищами;возможность выбора уровня обучения;возможность работы в индивидуальном темпе;"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
Цель технологии:Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления дает учителю: направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Этапы осуществления идей опыта:изучение методической литературы по данной технологии;выстраивание содержания курсов истории по программе и учебнику А.А.Данилова Л.Г. Косулиной на основе технологии развития критического мышления;проектирование и апробирование уроков истории с использованием приемов технологии развития критического мышления;анализ эффективности и результативности применения данной технологии.
Технология развития критического мышления
Вы умнее чем думаете, и креативнее, чем можете себе представить.Джойс Викофф
Приемы технологии развития критического мышления Дерево предсказанийТаблица ЗУХСхема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»«Толстый и тонкий вопросы»КластерыТаблица «Плюс-минус-интересно»«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)«Шесть шляп мышления»Синквейн
Дерево предсказаний
Таблица ЗУХ
«Феодальная раздробленность но Руси»
Толстый и тонкий вопросы
Реформы Н.С.Хрущева
Таблица плюс – минус - интересно
Ромашка вопросов. (Ромашка Блума)
Шесть шляп мышления
СИНКВЕЙН - отражение
Диагностика выполнения разноуровневых заданий
Результаты анкетирования
Технология критического мышления позволила: решать разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света. Ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний. В.СУХОМЛИНСКИЙ
Спасибо за внимание