Исследовательская деятельность младших школьников Инновации в начальной школе
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в самой маленькой исследовательской работе»
Цель работы учителяначальной школы:Создание условийдля формирования и развитияисследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихсяПервый этап- тренировочные занятия с классом (знакомство первоклассников с техникой проведения исследования).Начиная со 2 класса- формирование умений видеть проблемы и поиска их решений (методы исследования):-выдвижение гипотезы;-вопросы по проблеме;-определение понятий (загадки);-сравнение;-обобщение;-классификация( например, игра «Четвертый лишний»;-наблюдение (сравнение парных картинок);-эксперимент;-умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Над чем работать?Умения организационного характера.Умения и знания исследовательского характера.Умение работать с информацией.Умение представить результат своей работы.
Первый блок уменийУмения организационного характера Организация рабочего места.Планирование работы.
Второй блок уменийУмения и знания исследовательского характераВыбор темы исследования:Целеполагание;Определение структуры исследования;Методы исследования;Общелогические методы;Поиск информации.
Третий блок уменийУмение работать с информацией Структурирование информации. Выделение главного. Представление в различных формах.
Четвёртый блок уменийУмение представить результатФормы представления.Требования к докладу.Требования к речи докладчика.
СредстваПроблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя.Урок-исследование.Исследование, проектирование.
Виды исследований По количеству участников:индивидуальные, групповые, коллективные. По месту проведения:урочные, внеурочные.По времени:кратковременные или долговременные.По теме:предметные или свободные.
ИсследованияФантастические- ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений;Эмпирические- проведение собственных экспериментов;Теоретические- ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Общие направления исследованийЖивая природа ЗемляВселеннаяЧеловекОбществоКультураНаукаТехникаЭкономикаФантастика
Защита- венец исследования и один из главных этапов начинающего исследователя О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:классифицировать;обобщать;отбирать все возможные варианты решения;переключаться с одного поиска решения на другое;составлять программу действий по своей работе;рассматривать объект с различных точек зрения;сравнивать различные объекты и их совокупности;составлять задания по предложенной теме;проводить самоконтроль.
Вывод Исследовательская тактика ребенка- это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Растения«Окружающий мир»2 класс
Цели1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Растения».2 Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «травы», «кустарники», «деревья».3.Создать условия для самостоятельного применения детьми знаний в окружающем мире, развития аналитических способностей.4.Способствовать формированию умения работать в группах.
Основополагающий вопросКак растения гуляют по свету?Проблемные вопросы:1.Как живут растения?2. Кого берут растения в помощники?3. Какие этажи выбирают растения?
Структура проекта
Давай познакомимсяТворческая группа №1Выдвинута следующая гипотеза: Вероятно, в разных ярусах леса растут разные по росту растения: вверх тянутся самые сильные – деревья, внизу находятся самые маленькие, слабые, нежные растения – травы, между ними, в среднем ярусе распо-лагаются кустарники. Подтверждения этой гипотезы дети находят в наблюдениях во время экскурсии.
Растительная анатомияТворческая группа №2Выдвинута следующая гипотеза:Вероятно, все растения имеют корень, стебель(у деревьев – ствол, у трав – стебелёк), листья, многие растения цветут и имеют плоды. Рассматривая растения, изучая их, дети подтверждают гипотезу об одинаковом строении растений.
Путешествие по белу светуТворческая группа №3 Выдвинута следующая гипотеза:Вероятно, вода, ветер, животные, человек – это помощники растений в путешествии по земному шару. Дети в процессе наблюдений и опытов во время экскурсий обнаруживают подтверждение этим фактам.
Давай познакомимся(ярусы леса)Как живут растения в лесу
Цели1.Изучить признаки трав, кустарников, деревьев.2.Научиться различать дерево, кустарник, траву.
Гипотеза и аргументыНаверно, в разных ярусах леса растут разные растения.Внизу самые маленькие - травы.В среднем ярусе -кустарники, они побольше.В верхнем ярусе- деревья, они большие.
Ход исследования1.Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.2.Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам.3.Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
Прогулка по лесуУ деревьев есть ствол, он толстый, крепкий, держит всю крону.У кустарников из земли выходят много толстых веток - стволиков.У трав зеленые стебли, стебель - соломинка, а ствола нет.
Рассматривая картинки: деревья, кустарники, травы.По картинке не всегда можно узнать, где большое дерево, где маленькое.Величина растений определяет их место в ярусе.
Нарисуем сами
Результаты исследованияО траве: стебли тоненькие, нет ствола, поэтому она располагается в первом ярусе.О кустарниках: у кустарников много толстых стволиков, они невысокие ,поэтому находятся в среднем ярусе.О деревьях: у деревьев толстый крепкий ствол, он держит всю крону, деревья высокие ,поэтому занимают верхний ярус.
Выводы.Ствол , крона, стебель, листья- это характерные признаки разных растений, по ним мы узнаем деревья , кустарники, траву.Три яруса растений в лесу образуются благодаря разным видам растений.
Плотность участия учащихсяв уроке.Традиционный урокНа уроке отвечают 5-6 человек.Урок по проектной методикеВ ходе подготовки проекта создано 3 группы по 6 человек – 18 учащихся.Таким образом, урок, проведенный по проектной методике, позволяет включить в учебный процесс всех учащихся.
План проведения проекта Обсуждение темы урока, его структуры, состава и форм работы творческих групп. 1 час Промежуточный контроль и консультация. в течении урока.Поиск материалов и исследование на экскурсии 30 мин.Внеклассная работа - оформление результатов с помощью взрослых 3 дня по 15 мин. Защита итоговых работ. 1 час. Итого 3 часа 15 мин.
Вывод:проектная методика повышает интерес к учебестимулирует исследовательские навыки учащихсяменяет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Побольше дела, поменьше «барабанного боя»Крупская Н.К.