Исследовательская деятельность младших школьниковОбучая других, обучаешься сам…
Учение без размышлений – тщетный труд.Размышление без учения – пагубны. Конфуций.
Что такое исследовательская деятельность учащихся?Специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.Результат – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах (функции)Урок «Окружающего мира» 1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путём проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений. 4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Урок математики Психологи отмечают особенности развития психики ребёнка при выполнении исследовательской деятельности: гибкость глубина целенаправленность мышления.
Условия формирования исследовательских умений младших школьниковЦеленаправленность и систематичность. Мотивированность. Творческая среда. Психологический комфорт. Личность педагога. Учёт возрастных особенностей младшего школьника.
Достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Алгоритм исследовательской деятельности может быть следующим: - учащиеся должны почувствовать конкретную трудность; - определить проблему, - сформулировать её; - получить решение; - проверить; - применить на практике.
Педагогу на заметку! Три уровня реализации исследовательского обучения:педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения, учащийся ищет решение самостоятельно;педагог ставит проблему – метод её решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный способ);высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её решения определяет учащийся самостоятельно (педагог-координатор).
«Плюсы» исследовательской деятельности: размышление над общественными проблемами, социально – значимая деятельность; развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления); формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность); совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.
Виды учебного исследования:1. Экспресс-исследование: предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей); кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические); возникающая проблема – поиск источников информации.2. Микроисследование: разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных. 3. Долговременные исследования: наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.
Активные методы обучения Проблемная лекция. Анализ конкретных ситуаций (ситуация - проблема, ситуация - оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение). Дискуссия. Конференция. Метод «мозгового штурма».
Метод «мозгового штурма»- один из эффективных методов активного обучения, образец коллективной «мыследеятельности» Условия: - отсутствие критики; - принятие любых решений. 1 этап – сформулировать проблему, сформировать рабочие группы, набросать как можно больше идей.2 этап – проверка и выбор оптимального решения, работа в группах, выступление экспертов (обоснование и защита идей).3 этап – подведение итогов, общая оценка деятельности участников.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯСемья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
УЧАСТНИКИ ПРОБЛЕМЫКомнатные растенияЧеловек
ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКАКВАРТИРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯСЕМЬЯ УЕЗЖАЮЩАЯ В ОТПУСККОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯВРЕМЕННЫЕ РАМКИ (КАК ЧАСТО НУЖНО ПОЛИВАТЬ ЦВЕТЫ)
«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь»Китайская пословица.
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ