Приёмы рефлексивных технологий в начальной школе Реуцкая Елена Борисовна учитель начальных классов МОУ СОШ с. Верхнемарково
Рефлексия (от позднелат. – reflexio – обращение назад) – размышление о себе, самонаблюдение, самопознание;2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и закономерностей.Рефлексия – самоанализ.
Рефлексивные технологии обучения совокупность методов, осуществляемых в процессе обучения и воспитания, которые помимо процесса овладения знаниями, умениями и навыками учитывают логику познавательного процесса и закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся.
Рефлексия в учебной деятельности — это осознанное получение новых знаний, когда ученик: анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; пополняет их, вдумчиво выполняя задание; критически оценивает сделанное; проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Прием «Верно — неверно» используют на стадии закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастает. Применяя этот прием, можно учить детей:1) выделять ключевые моменты темы; 2) помогает удерживать внимание младших школьников.
Прием «Затруднение» применяется на этапе изучения нового материла. Л.сной, гр..бник и других есть слово на ветк.. и букву в окончании проверить привычным cnocoбом нельзя. Такой прием способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Применяя этот прием, можно научить школьников изменять привычный способ действия.
Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема урока. «Что?», «Как?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Если?», «Какие?»
Общие и существенные свойства предметов и явлений поможет установить прием «Гипотеза». Такой прием учит не только точности формулировок и определений, но и помогает овладевать понятиями и осознанно применять их.
Связь между отдельными понятиями поможет установить прием «Таблица». Применяется на уроке обобщения знаний.
Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Уметь проверить собственную работу так важно для будущей учебной деятельности, что должно быть сформировано именно в начальных классах. Применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.
Прием «Знаки» включает младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность. Этот прием учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Прием «Загадка» способствует развитию умения анализировать собственный опыт, умение дополнить его и, если это необходимо, грамотно и эмоционально изложить (устно и письменно).
У этого словечкаОсобое местечко.Особая служба: Свяжет всё, что нужно.И члены свяжет однородные, И предложения В составе сложного.(Союз)
Не назовет, Не расскажет,А лишь укажет.(Местоимение)
Прием «Составление памятки (телеграммы)» учит отбирать важную информацию, минимизировать ее, учит лаконичности и четкости формулировок. «Зигзаг» и «Ты мне — я - тебе», не только учат детей работать в группе, но и приучают их согласовывать знания и умения.
Прием «Письмо по кругу» помогает научиться размышлять на заданную тему, согласовывать и сопоставлять собственный опыт с опытом другого. «Карта личного роста». Пусть они сами отслеживают результаты и динамику роста своих достижений. Такая работа повышает уровень компетентности младшего школьника в области учебной самостоятельности.
1) активизировать познавательную деятельность младших школьников; 2) развивать их мышление; 3) вносит разнообразие в урок; 4) учит детей принимать решения; 5) отказаться от стереотипов; 6) приучает к убедительной аргументации. Это основа критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия.
Самоанализ способствует самоактуализации, повышает уровень креативности, т.е. умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое. Г. Маслоу