Педагогический проект Приобщение учащихся к народному искусству средствами кружка «Мир творчества и красоты»
Мир творчества и красотыСкажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму.ГБОУ СОШ с. ЕлховкаСамарской областиУчитель изобразительного искусстваЛукьянова Людмила Борисовна
Об авторе Лукьянова Людмила Борисовна, учитель изобразительного искусства с 1 по 9 класс. Стаж педагогической деятельности 23 года. Окончила художественно-графическое отделение в Ульяновском педагогическом училище. В течение семи лет работаю по проблеме «Проектная деятельность в школе», а также веду расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Я твёрдо убеждена, что народное искусство позволяет создать благоприятные условия для развития и становления личности ученика и проявления его индивидуальности, развития творческих способностей. Очень люблю мастерить разные поделки из самых разных, в том числе и бросовых материалов, стараюсь научить этому своих учеников, поэтому вот уже в течение 10 лет веду занятия кружка детского творчества «Мир творчества и красоты». Я очень люблю детей и свою работу. Моё педагогическое правило остаётся неизменным много лет и заключается в создании ситуации успеха для каждого ученика.
Анализ ситуацииНеобходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Актуальность проблемы Характеризуя актуальность темы, мы видим, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Организация и содержание занятий кружка «Мир творчества и красоты» «Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра». Рубинштейн С.Л. (1998, С. 84)
Противоречия В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека, любящего свой народ и его традиции).
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА Спецкурс «Мир творчества и красоты» носит личностно-ориентированный характер. На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. В Елховской школе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому, видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала программу работы кружка, в которой наибольшее внимание уделено народному искусству.
Основные направления внеурочной деятельности историческоедуховно-нравственное;гражданско-патриотическое;художественно-эстетическое;здоровьесберегающее;
Цель проекта Создание условий для приобщения учащихся к народному искусству и формирования творческой личности, любящей свой край и традиции своего народа, гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Программа рассчитана на 4 года по 1 занятию в неделю. Общее количество - 34 ч.
Задачи проекта формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности;Формирование первоначальных представлений о роли народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека;формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности;овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности и в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Направления воспитательной работы: духовно-нравственное;художественно-эстетическое;здоровьесберега ющее;историческое
Формы работыбеседы, презентации;практические занятия (работа с художественной литературой, работа с различными материалами, выполнение рисунков, коллективных работ по лепке , аппликации т.д.); познавательные игры;викторины;конкурсы рисунков;сбор природного материала ;встречи с людьми творческих профессий;экскурсии в музеи и в природу;изучение народных промыслов России.
Работа в группах. Индивидуальная работа.
Изучение народных промыслов России
Оформление школьной столовой
Оформление кабинета ИЗО
Развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Формирование УУД Обеспечение возможностей обучающегося: самостоятельно осуществлять деятельность учения;ставить учебные цели;искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Проект «Школьные витражи» (2-й этаж «Вьюнок», 3-й этаж «Подсолнухи»)
Великолепный батик
Здравствуй, Новый год!
«Лето, Весна, Осень, Зима» (куклы из папье-маше)
Будущий музей народного искусства
Прогнозируемые долгосрочные результаты Портрет выпускникатворческая личность, любящая свой народ, свой край и свою культуру;любознательный, активно и заинтересованно познающий культуру и традиции своего народа;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;готовый самостоятельно действовать; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Вывод Показателем результативности моей педагогической деятельности может служить высокий уровень мотивации у учащихся к занятиям народного творчества, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в системе дополнительного образования. В программе кружка «Мир творчества и красоты» поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Спасибо за внимание!