Формирование читательской компетентности младшего школьника Завязкина Лидия Дмитриевна учитель начальных классов МБОУ Новоникольской СОШ Староказинского филиала Мичуринского района 2012
Актуальность Книга –это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…А.И.Герцен
Противоречия МЕЖДУ СНИЖЕНИЕМ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МОЛОГО ПОКОЛЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ЭМОЦИОННАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ;МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ(3Ч.) ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И НОВЫМ ВЗГЛЯДОМ НА ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ;МЕЖДУ КОЛЛЕКЦИЕМ ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВОЗРАСТАНИЕМ ЧИСЛА УЧАЩИХСЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХСЯ ЧТЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ;МЕЖДУ ОГРОМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦОР(CD, DVD И Т.Д.), ДОСТУПНЫМ ШИРОКИМ ВЫБОРОМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КРОПОТЛИВОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГА НАД РАЗВИТИЕМ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ И УМЕНЬШЕНИЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ЧТЕНИЕ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ЯВНО НЕЖЕЛАНИЕ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ КНИГИ.
ИДЕЯЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ- ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ УУД, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЛИЧНОСТНОМУ,ОБЩЕСТВЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ, ИХ АДЕКВАТНОЙ АДАПТАЦИИ В СЛОЖНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ-УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
ЦЕЛЬ- ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА,СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.Задачи ИЗУЧИТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ И МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ;ВЫДЕЛИТЬ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ;ОСВАИВАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОДУКТИВНОГО(ОСМЫСЛЕННОГО) ЧТЕНИЯ;РАЗВИВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ(САМОСТОЯТЕЛЬНОМ, ИНИЦИАТИВНОМ) ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ЧТЕНИЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ;ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ, СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ;КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЯ В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА ЧТЕНИЯ.
ГИПОТЕЗА Целенаправленное формирование и развитие читательской компетентности будет способствовать повышению техники чтению, познавательной активности на уроках разных предметных областей, расширению интеллектуальных возможностей учащихся
Новизна проектаЗаключается: 1.В системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования читательской компетентности; 2.В изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Методы исследованияТеоретические ( анализ, сравнение, обобщение);Эмпирические ( наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, подсчёт).
План работы и сроки проведения проекта.1.Информационно-аналитический этап- август –ноябрь 2010 года-изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;-систематизация дидактического материала;выработка стратегии;Входной контроль;методы опроса (беседы, анкетирование);техника чтения.2.Внедренческий этап- декабрь 2010 года –декабрь 2011 годаРазработка методов и приёмов совершенствования навыка чтения;- разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетентности;Осуществление совместной работы с родителями и библиотекой.3. Оценочный этапПроверка техники чтения;Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения;- диагностика уровня развития читательских умения младших школьников.
Направления работы.Формирование навыка чтения;Начитанность;Умение работать с книгой;Разносторонняя работа с текстом;Работа с библиотекой;Работа с родителями;Внеклассные мероприятия.
Ожидаемые результатыПоложительная динамика техники чтенияСформированность читательской компетентности младшего школьника;Раскрытие творческих способностей детей;Повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;Расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей;Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности;Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
Подготовительный этап
Формы и виды работыЛитературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;Ведение и изучение читательских дневников;Создание классной библиотеки;Уроки читательского мастерства;Презентации по творчеству писателей;Для подготовки к урокам дополнительная литература;Тесное сотрудничество со школьной библиотекойДень первой книги( прощание с букварём);Проблемно- поисковые ситуации;Беседы, дискуссии;Семейное чтение.
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения.Упражнения в орфоэпическом произношении;Упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;Упражнения для развития осознанного чтения;Упражнения для формирования правильности чтения;Упражнения для развития беглого чтения;Упражнения для развития выразительного чтения.
Нестандартные урокиУрок – сказка Урок – экспедиции(очные и заочные)Урок – КВНУрок – соревнованиеУрок – исследованиеУрок – деловая игра, ролевая игра. Урок – лекцияУрок – интегрированиеУрок – инсценированиеУрок - диалог
Методы и приёмы работы с текстом
Методы досуговой педагогики
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Результативность1.Уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
2. Повышение уровня сформированности техники чтения
3. Повышение интереса учащихся к чтению
4. Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
5. В досуговой деятельности возросло значение книги
6. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки
Используемые источники Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. –М., Просвещение,2006В.Н.Зайцев. Резервы обучения чтению.- М., Просвещение, 1991.И.Д.Ладанов О.А.Розанова Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М., Просвещение, 1998.Актуальные проблемы методики обучению чтению в начальных классах. \ под ред. М.С.Васильевой, М.И.Оморковой, Н.Н.Светловской, -М., Просвещение, 1997Н.Н.Светловская Методика внеклассного чтения.- М., Просвещение,1991.Образовательная программа «Школа 2100»Т.А. Ладыженская Школьная риторика. Методический комментарий.- Москва, 1996.С.В.Решетникова Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов \\ Начальная школа-2006,№2 –стр.61.И.И.Тихомирова Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004лЛ.С.Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1991.Н.Ф.Евдокимова Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww, Nachalka. Comwww.hr-portal.ruwww.clubook.ru www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-licey.ru\itog uroka
Приложение.Конкурсы рисунков и поделок.
Выставки книг.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!