ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА По теме «Формирование читательской компетентности на уроках литературы (УНТ, 5 класс)
Лебедева Нина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Усть-Уйская средняя общеобра-зовательная школа» Целинного районаОбразование: высшее педагогическое, филологический факультет КГПИ, 1980 годПедагогический стаж 31 год
Актуальность Противоречия:между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературному чтению;между количеством часов (2 часа в неделю в каждом классе) и новым взглядом на воспитание читателя; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и числом обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программе.
Цели опыта: повысить читательскую компетентность, понимаемую как совокупность знаний, навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме;формировать потребность чтения в ходе знакомства обучающихся с художественной литературой.
Задачи:- формирование литературного вкуса;- создание условий для формирования читательской компетентности и познавательного интереса у обучающихся к литературе;- разработка системы уроков и внеклассных занятий, способствующих формированию читательской компетентности и читательской потребности;- формирование умений работать с дополнительной литературой.
Принципы:Принцип интересаПринцип проблемностиПринцип научности:Принцип доведения обучения до результатаПринцип сотрудничества.Педагогические средства: методы обучения – рассказ, объяснение, проблемная ситуация; методы учения – слушание, осмысление, моделирование, учебное исследование; методы контроля – индивидуальные и фронтальные проверки, конкурсы, сочинения, защита своей читательской позиции; методы воспитания – личного примера, доверительного общения, сотрудничества
Результативность - все обучающиеся – активные читатели библиотек; успеваемость по предмету 100%, качество 66,7%, 80% и первой четверти этого года – 100%, уровень обученности повысился с 68% до 80% и в 1 четверти – 100%, соответственно средний балл по литературе – 3,8; 4,1 и 4,5.