МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТАСилаева Ольга Викторовна Этика менеджмента
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
литература Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 192 с.Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб. : Питер, 2002. - 336 с.
Экономика, управление и этика относятся к фундаментальным характеристикам жизни обществаЭкономика создает материальные основы жизнедеятельности. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Этика формирует цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления.
Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.
Употребление различных терминов – “этика” (греч.) и “мораль” (лат.) – не случайно. В русском языке имеется еще слово “нравственность”, происходящее от аналогичного славянского корня (нрав, характер). Различение смыслов этих трех терминов имеет в этике (как в науке о морали) и философии свою историю. В литературе, посвященной проблемам деловой этики как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные – во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного.
Деловая этика как вид профессиональной этики
Этические ценности и миссия организацииПротивоположность мнений по поводу этики бизнеса миссия и ценности компании – помогают сплотить команду, довести до сведения каждого сотрудника стратегические цели и идеи, сделать работу эффективной, интересной и радостной на практике все эти "сплочения" и "миссии" становятся для работников не "источником радости", а настоящим адом
Аргументы “за” и “против” социальной ответственности организации “За” Социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации. Добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования. Общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху. Действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы. Создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций. Организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем. Организации морально обязаны помогать обществу.
“Против” Ценой такого поведения является снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя. Компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может быть отодвинута в конкурентной борьбе другими компаниями. Расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен. Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей. Принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации. Ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на корпорациях. Руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.
Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.
Основа профессиональной этики – понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности — это представления о должном, “концепция желаемого” (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.
Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования но и как способ формирования человеческого достоинства (“Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”, — писал апостол Павел во Втором послании к фессалоникийцам)
Аристотель аргументирует три основных принципа: частная собственность, приоритет двух главных производственных отраслей - сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность торговли, ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям. “Торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”
Профессиональная этика протестантизма основывается на утверждении моральной ценности и даже святости профессионального труда: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.
Мартин Лютер “Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь” Однако призвание – это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке.
Адам Смит взаимодействие личных и общественных интересов, регулируемое рыночными механизмами, представлял так: Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца рассчитываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде.
Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность в буржуазном обществе так или иначе учитывает чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей, как бы ни абстрактно, идеалистично или недостижимо это ни звучало, делает профессиональную деятельность морально осмысленной.
Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью… Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.
Суть фордовской экономической этикизаключена в мысли о том,что произведенный продукт не просто реализованная “деловая теория”, а “нечто большее” - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей.
Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложилось в рамках протестантской этики Утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии — пуритан, порицавших, как непростительные занятия, пустую болтовню, излишества, суетное тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени.
Не принимая крайностей пуританского аскетизма, граничащего с ханжеством, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности. Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность.
Центральное место в учении Конфуция занимают: гармония развития, человеколюбие, верность государству, долгу, деление на старших и младших, уважение к старшим, сыновья почтительность. Взгляды Конфуция повлияли на внутреннюю структуру японских фирм, порядок принятия управленческих решений, формы стимулирования труда, практику приема на работу.
В конце 50-х гг. на Западе наметился, по определению американского ученого Г. Белла, переход к постиндустриальному обществу. Известный специалист по менеджменту П. Друкер определил этот период развития общества как эпоху без закономерностей.
Признаками постиндустриального общества считаются: появление теории нулевого роста;повышение требований общества к социальной ответственности бизнеса и экологии;появление проблемы нехватки невозобновляемых материальных ресурсов;повышение роли нематериальных ресурсов, знаний в развитии экономики;возникновение проблемы удовлетворения высоких запросов личности в выборе интересной работы, в разнообразном отдыхе, в заботе о здоровье;глобализация экономики и конкуренции, развитие международных рынков, образование экономических союзов. Самым важным признаком постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом.
Запрещено! противоправное поведение ради интересов фирмы вымогательство взяткиконфликт на почве столкновения интересовнезаконные выплаты политическим организацияммошенничествонарушение закона в целомподаркивыплата соучастнику части незаконно полученных денеграскрытие секретов компаниииспользование информации полученной в доверительной беседеК вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами относятся:
профессионализм порядочность преуспевание
ПРИБЫЛЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, НО ЧЕСТЬ ПРЕВЫШЕ ПРИБЫЛИ
Любые решения руководителя отягощены ответственностью за чужие судьбы Хорошего руководителя от плохого, сильного - от слабого и отличает, по мнению К. Ходжкинсона, способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности и своей, и подчиненных, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ.
Спасибо за внимание!