Функции и процесс управления Функции управления: Планирование Организация Мотивация Контроль Процесс управления
Функции управления. Общие положения Функцией управления называется особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Все функции управления можно подразделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические, или конкретные, функции). Основные функции являются основополагающими всего процесса управления, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников
Основные функции управления
Взаимосвязь функций менеджмента Цикл управления
Функции управления и их задачи
Специфические функции управления предприятием, воздействующие на отдельные стороны торговой и хозяйственной деятельности, как бы управляя отдельными процессами или видами работ реализация товаров, доведение товаров до потребителя и удовлетворение покупательского спроса, воздействие на потребителей и формирование потребительского спроса на товары, обеспечение высокой культуры торгового обслуживания, линейное руководство, подбор, расстановка, воспитание и повышение квалификации кадров, техническое развитие предприятия, организация труда и зарплаты, закупка и завоз товаров, контроль качества товаров и др.
Связи и взаимодействие функций
ПЛАНИРОВАНИЕ - это принятые заранее решения о том, что делать, как делать и кто будет делать Суть планирования
Цели планирования: Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений.Сосредоточить внимание на главных задачах.Добиться экономичного функционирования.Облегчить контроль.Преимущества планирования:Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий.Поясняет возникшие проблемы.Стимулирует менеджеров к реализации своих решений.Улучшает координацию действий в организации.Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки.Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.Способствует более рациональному распределению ресурсов.Улучшает контроль в организации и т.д.Ограничения планирования: Неопределенностью рыночной среды, Издержки планирования, Масштабы деятельности фирмы, Сочетание формального планирования с другими способами принятия решений Специфика российского рынка
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:единство (системный характер планирования);непрерывность (осуществление процесса планирования должно быть постоянным в рамках установленного цикла, а разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу);гибкость (планы и процесс планирования должны менять свою направленность в зависимости от возникновения непредвиденных обстоятельств);точность (планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДО);участие (привлечение в процесс планирования всех тех, кого он затрагивает)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ: ЦЕЛЬ И ХАРАКТЕР ПЛАНИРОВАНИЯ. Принцип содействия достижению целей. Цель всяких планов, в том числе и производных,– облегчить достижение целей предприятия.Принцип эффективности планов. Эффективность плана измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и прочие сопутствующие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана.Принцип первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций. СТРУКТУРА ПЛАНОВ. Принцип плановых предположений. Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия.Принцип структуры стратегии и политики. Чем лучше будут поняты стратегия и политика, тем более взаимоувязанной и эффективной будет структура планов предприятия.Принцип согласования по времени. Чем в большей степени планы будут составляться с целью создания согласованной по времени, взаимосвязанной сети производных и вспомогательных программ, тем более эффективно и результативно они будут способствовать достижению целей предприятия. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ. Принцип ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, чем в большей степени мы сумеем выделить и учесть те факторы, которые являются ограничивающими или критическими для достижения желаемой цели, тем более определенно и четко мы сможем выбрать самые предпочтительные альтернативы.Принцип взятых обязательств. Логическое планирование охватывает такой период времени в будущем, который необходим для того, чтобы предусмотреть (посредством ряда действий) выполнение обязательств, связанных с определенным решением.Принцип гибкости. Чем большую гибкость можно придать планам, тем меньше вероятность убытков вследствие наступления неожиданных событий, однако затраты, связанные с обеспечением гибкости, необходимы сопоставить с теми преимуществами, которые она дает.Принцип навигационных изменений. Чем в большей степени решения в отношении планов связаны с обязательствами на будущее, тем более важно, чтобы руководитель периодически сверял реальные события с ожидавшимися и пересматривал планы с учетом необходимости продолжать продвижение к намеченной цели.
I. По степени неопределенности в планировании. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированные системы, вероятностные (стохастические) системы.ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ - это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Такое планирование возможно на уровне подразделений, например, планирование производства обладает, как правило, высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.ВЕРОЯТНОСТНЫЕ (СТОХАСТИЧЕСКИЕ) СИСТЕМЫ - это системы планирования, не дающие предсказуемого результата. Практически каждая организация, осуществляя общее планирование деятельности, сталкивается с неопределенностью результатов.II. По временной ориентации идей планирования. Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования: реактивное планирование; инактивное планирование; преактивное планирование; интерактивное планирование.РЕАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (возврат к прошлому). Представители такого типа планирования находят свои идеалы и способы существования в прошлом. Основной метод этого планирования - это генетический подход, т.е. всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития.ИНАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (инертность). При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие или приемлемые. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма.ПРЕАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (упреждение). Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения. Оно стремиться ускорить изменения и приблизить будущее. Такое планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений.ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ обладает двумя основными чертами: 1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации; 2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.
III. По горизонтальному планированию. В зависимости от того, какой горизонт времени охватывают планы, планирование разделяют на три типа: долгосрочное планирование; среднесрочное планирование; краткосрочное планирование.ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 до 25 лет. В его системе используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ охватывает пятилетний срок, предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предусматривает разработку планов на один-два года и включает конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах.Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.IV. Разделение типов планирования от значения в процессе плановой деятельности. Отсюда выделяют на два основных типа: стратегическое и оперативное.КОРПОРАТИВНОЕ, ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. При стратегическом планированием занимаются вопросами общей политики и генерального направления, охватывая периоды от пяти до десяти лет или больше. Стратегическое планирование с его далекими перспективами должно учитывать как сильные, так слабые стороны внутренних и внешних факторов и направлено на выработку стратегии.ОПЕРАТИВНОЕ, ИЛИ ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на разработку тактики действий.
Процесс планирования в организации
Планы как основа управления Система планов Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу планов составляет план развития.Оперативные планы организации: общефирменные планы текущей деятельности ("хозяйственные планы" или "планы прибыли" рассчитанные на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок) и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные (дополняют общефирменные планы текущей деятельности).Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ(будут рассмотрены далее в рамках работы с Кошелевой Инной Валерьевной)
Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды. Объект контроля - то, что корректируется. Предмет контроля - состояние и поведение объекта управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Субъект контроля - человек, группа людей или организация. Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, в соответствии с которыми формируется план, в проверке хода выполнения плана, в обеспечении целей управления в соответствии с принятыми решениями. Они классифицируются в зависимости от содержания, временного ранга, уровня управления и др. Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и в предложении при необходимости корректирующих мер. Задачи контроля могут быть частными и общими. Частные распространяются на какую-то одну из сторон объекта, общие - на все стороны деятельности контролируемых объектов.
Характеристика основных видов контрольной деятельности
Процесс контроля и регулирования
Процесс управления – это последовательная деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления различными методами для достижения поставленных целей. Процесс — это последовательная смена состояний. Процесс управления характеризует динамику деятельности различных элементов в реальной жизни системы управления или ход реализации системы функций управления, т. е. состава и состояния системы управления во времениВходящие в состав процесса управления элементы формируют сам процесс и дают возможность для различной его интерпретации. В практическом отношении процесс управления можно понимать как ряд операций, осуществляемых в управлении в их определенной последовательности и комбинации
Этапы процесса управления
Полный контур управления