«Организация исследовательской деятельностиучащихся в начальной школе»
Исследовательская деятельность на уроках по программе «Школа России»
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Методы исследования
Исследовательская деятельность во внеурочное время Савенков Александр Ильич, доктор педагогических и доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения ППУ, куратор программы "Я - исследователь".
Планирование занятий в 1 классе:Занятие 1."Исследование. Что такое исследование?"Занятие 2. "Как задавать вопросы?" Занятие 3 "Как задавать вопросы?" Занятия 4-5 Как выбрать тему исследования?Занятие 6 Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку.Занятие 7-8 Библиотечное занятие. Знакомство с информационными справочниками.Занятие 9-10 Наблюдение и наблюдательность.Занятие 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.Занятие 13-14. Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблемы.Занятие 15-16. Что такое гипотезаЗанятие 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развивать умение задавать вопросы.Занятие 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.Занятие 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения заданий.Занятие 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге(читательская карточка)Занятие 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы.Занятие 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований.Занятие 28. Коллективная игра-исследование.Занятие 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме.Занятие 31-32. Выставка творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей.Занятие 33. Анализ исследовательской деятельности.
учебного исследования
Роли участников проектной деятельности
Выбор темы
Тема должна быть……интересна ребенку…выполнима, приносить пользу…оригинальна…работа должна быть выполнена максимально быстро
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
Выдвижение гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов.
Сбор материалов.
Обобщение полученных данных
Продукт (творческие работы)- книга- газета- открытка-поделка- макет- рассказ- фотоальбом- доклад- электронная презентация-
Проектная деятельность готовит к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Учитель Домашенко Т.М