Применение синквейна на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №13 Голодова И.П.Балаково 2012-2013 учебный год
Критическое мышлениеКритическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология критического мышления
Что такое синквейн?Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
История возникновения В начале XX вформу синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.
Правила составленияТрадиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе (всего 22 слога ). И его вариации:Обратный синквейн Зеркальный синквейнСинквейн-бабочка Корона синквейновГирлянда синквейновДидактический синквейн развился в практике американской школы в XXв. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Структура синквейна1 строка – тема или предмет, обычно существительное отражающее главную идею.2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора..5 строка – «смысловой синоним» , вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.
Примеры синквейна по историиЖанна д’АркЖанна д’Арк;отважная, неординарная;сожгли, реабилитировали, канонизировали;главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;Орлеанская дева. Коллективизацияколлективизация;несправедливая, насильственная;раскулачивали, заставляли, принуждали;объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства;колхоз
Примеры синквейна по обществознаниюСоциальная мобильностьсоциальная мобильность;высокая, низкая;изменение, перемещение, проникновение;возможность смены социального слоя;социальный лифтПотребностьПотребность;биологическая, материальная;появляется, возникает, проявляется;побуждает человека к деятельности;нужда
Пример работы с одной темойСнайпер;холодный, равнодушный;выглядывает, высматривает, целится;метко стреляет, исполняя приказ;ужас.
Синквейн с точки зрения педагогикиЭто форма свободного творчества.Требует от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.Является средством межпредметной интегации.На уроках можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно- обобщающих уроках.
Вариативностьсоставление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);коррекция и совершенствование готового синквейна;анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн учит находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять найденую информацию;сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации;определять свое отношение к изучаемой проблеме.
Спасибо за внимание!