Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка Из опыта работы Жигулиной О.В., учителя русского языка и литературы МКОУ «Луговская СОШ»
Актуальность Повышение мотивации ученияРечевое развитиеСоздание условий для коммуникативной деятельностиСоздание благоприятных условий для формирования творческой личности
Теоретическое обоснование Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихсяЛ.С.ВыготскийВ.А.СухомлинскийК.Д.УшинскийИ.Я.Лернер
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.С.Выготский
«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития» К.Д.Ушинский
«Творчество детей – это глубоко своеобразнаясфера их духовной жизни, самовыражение исамоутверждение, в котором ярко раскрываетсяиндивидуальная самобытность каждого ребёнка» В.А.Сухомлинский
И. Я. Лернер
Элементы творческих способностей по И. Я. Лернеру видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию видение новых (скрытых) функций известных объектов; - построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа видение альтернативных и вариативных способов решения задачи видение всех взаимосвязей структуры объекта
Виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языкаСочинения различных жанровТворческие изложенияТворческие диктантыИгры на уроках
Сочинения различных жанровСочинение-миниатюра «Ура! Я пятиклассник!»Сочинение по картинеСочинение по данному началу «Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»
Сочинения различных жанров Сочинение по личным впечатлениямМузыкальные впечатления «Что я чувствовал, слушая эту музыку»Читательские впечатления «Мое отношение к Печорину»Жизненные впечатления « Самый интересный день в школе»
Сочинения различных жанров Сочинение-письмо(письмо маме, другу, ветерану и др.)Сочинение по пословицеСочинение-фантазия( от имени животного или предмета)
Сочинения различных жанров Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему« Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения.Село мое, ты такое одно,Ты прекраснее всех и роднее всего…
Творческие изложенияС заменой лица рассказчикаС изменением финала текстаВключающее собственные размышления над текстом
Творческие диктанты с заменой или продолжением текстаТема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограммаВодитель машины (шофер)Тихая речь (шёпот)Плод дуба (жёлудь)
Игры на уроках кроссвордыРазгадай кроссворд из выделенных букв составь слово По горизонтали: 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами. По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города.
Игры на уроках Ребусы Шарады Первое – нота, второе – тоже,А целое на боб похожа. ( Фа – соль)Первое – предлог, второе- летний дом,А целое порой решается с трудом. ( За – дача).Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).
Игры на уроках Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.) Лексико-фразеологические игры(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм(«Третий лишни», «Помоги Пете Ошибкину»)
Творческие задания с элементами изобразительного творчества Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам
Нетрадиционные творческие уроки Урок-путешествиеУрок-конкурсУрок-играУрок-викторинаУрок-диспутУрок-конференцияЛабораторная работа
Нетрадиционные домашние задания Задания на основе материалов газет и телевиденияРазработка наглядного пособияРазработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по темеСоставление ребусов, шарад, пословицСочинения на лингвистическую тему
Результативность 2011-2012 учебный год2 место в районном конкурсе «Души прекрасные порывы» Шаталов Егор, 7 класс
Результативность 2011-2012 учебный год2 место в районном конкурсе «Дарю любимой маме»(номинация «Стихотворение») Барсукова Татьяна, 7 класс
МамеВ таком красивом слове «МАМА»Высокий смысл заключен.Прими, любимая, родная,От нас с сестрой земной поклон.Ты нас заботой согреваешь,Всю нежность, ласку нам даря,И даже в мыслях опекаешь,Порой забыв и про себя.Ты часто слезы проливаешь,Когда нам очень тяжело.Капризы, шалости прощаешь,Рядом с тобой всегда тепло.Тобой подарено любви немало,Забот, тревог не перечесть.Спасибо же тебе, родная мама,За то, что ты на свете есть! Барсукова Татьяна, 7 класс
Результаты ЕГЭ по русскому языку
Выводы В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языкаКак показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характерУчебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя
Литература и интернет-ресурсы: 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 1. — М., 1988.9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.10. http://www.bestreferat.ru11. http://shelgimn.ucoz.ru/12. school8gornya.edusite.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!