Семинар «Интеграция воспитательной системы и дополнительного образования» Подобаева О.Г. заведующая ОДОД ГОУ школы №20 04.04.2011 г
ОДОД создан для помощи классным руководителямв развитии творческих способностей учащихся, развитию социальных качеств и творческих инициатив
Социальное творчество Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме
Необходимые компетенции ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯКОМПЕТЕНЦИЯ знание и умение опыт деловая этика сеть контактовОРГАНИЗАЦИОННАЯКОМПЕТЕНЦИЯ структура правила игры управление ресурсами стратегияСОЦИАЛЬНАЯКОМПЕТЕНЦИЯ лидерство координация сотрудничество умение мотивировать
Управление по результатам человеческий факторразвитое мышлениетворческие возможностиразвитие организациисамоуправлениеукрепление межличностных контактов
Виды целей
Cоциальная стратегия система стратегических решений, затрагивающих состав коллектива, содержание и условия работы его членов. Социальная стратегия играет роль своеобразного фильтра, через который при подготовке пропускаются все остальные решения, носящие стратегический характер, и который в зависимости от избранного варианта социальной стратегии существенно влияет на конечный результат принятия решений.
«Стая» Положение в коллективе отдельного ученика определяется его отношениями с «вожаком», в отношениях с коллегами характеризуется напряженностью, соперничеством, а порой и враждебностью. Референтную группу для каждого рученика образуют члены руководства, в нее не входят остальные члены коллектива. Руководителем является «победитель» – человек, обладающий непререкаемой властью. От его благосклонности зависят уровень и благосостояние каждого ученика.
«Семья» Интересы учеников и руководителя тесно коррелированы с интересами коллектива в целом, отношения дружеские, нарушаются лишь при резком антиобщественном поведении кого-либо из членов коллектива. Характерны наибольшая степень информационной прозрачности внутри коллектива. Руководителем «семьи» является наиболее авторитетный член коллектива
«Автобус» Коллектив может рассматриваться как временное сообщество людей, заинтересованных лишь в достижении конечной цели движения, которая от них по существу не зависит. Взаимоотношения внутри коллектива сведены к минимуму. Способ назначения или избрания руководителя не имеет особого значения.
«Улей» Постоянное сообщество учащихся, место каждого из которых в иерархии определяется в соответствии с его активностью, функциональными возможностями. Руководителями коллектива являются наиболее достойные этого члены сообщества. Жестко структурированный коллектив.
«Стадо» Относительно устойчивое сообщество, ведомое безусловным внешним лидером - «пастухом» и повинующееся силе традиций, привычек или инстинкта. Характеризуется минимальными взаимоотношениями между членами «стада» и отсутствием у них выраженных индивидуальных функций.
Трудовая активность Трудоспособность и работоспособностьУмение работатьЖелание работать качественно и производительно
Гуманизация деятельности Приспособление той или иной стороны трудовой жизни к человекуУсиление социальной ориентации обученияСоздание благоприятных условий Предоставление возможностей для самовыражения и реализации своего личностного, профессионального и творческого потенциала
Удовлетворенность деятельностью Эмоционально окрашенное состояние сбалансированности (соотношения) между ожиданиями ученика и оценкой их реального осуществления
Теория Хекмана и Олдхэма воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее; ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует себя ответственным и подотчетным за результаты своего труда; знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.
Принципы мотивации Принцип справедливостисправедливость – мнение, восприятие или представление работника относительно его трудового вкладаПринцип подкрепленияпозитивноенегативное
Мотивационный потенциал работы Разнообразие работыЗаконченность заданийЗначимость работыСамостоятельностьОбратная связь
Мотивирующие средства для разных психологических типов
Проведение различного уровня мониторингом среди всех участников центра( учеников, родителей, педагогов, представителей общественности) Мониторинг « Социальная активность внутри класса» 1.поручения в классе2.их выполнение3.участие во внеклассной жизни4.экскурсии5.хочу перемен
Мониторинг среди участников школьного самоуправления: Вопрос№1. Опыт участия в управлении (роль, кто, как , когда определял, кем управлял, как?) Ответ: Роль определялась внутри класса, путем выбора по личным и социальным качествам на пути создания коллектива. Учащиеся управляют информацией об одноклассниках - сбор, обработка данных, сведений. Вопрос№2. Какое конкретное дело поручено сейчас?Ответ:2-командир класса( общая ответственность за самоуправление в классе)2-издательское дело ( сбор, обработка, публикация материалов)1- успеваемость( контроль за посещением, успеваемостью, обработка данных)1- трудовой сектор ( контроль за дежурством, оформлением кабинета и т.д.)1- творческий сектор ( подготовка и проведение мероприятий, обсуждение, планирование)Вопрос№3. Что бы ты хотел добавить к кругу обязанностей?Ответ: 5 - на данный момент этого достаточно!хотелось бы реально влиять на успеваемость одноклассников1 - любую интересную и новую работу.Вопрос № 4. Оцени себя как менеджера по 5 балльной системе «1» -0 «2» -1 «3» -3 «4» -3 «5»- 0
Мониторинг среди участников школьного самоуправления: Вопрос №5. От каких обязанностей ты бы хотел отказаться?«меня все устраивает»«все, что я выполняю, я выполняю с удовольствием»1- «никаких претензий нет»Вопрос№6. Как ты представляешь Центр социального менеджмента? Ответ: Орган управления деятельностью учеников -2Самоуправление – 2Не представляю -1Это реальное школьное самоуправление, организующее дела не только для школы, но и для социума -2Его руководство?Авторитетный человек -1Группа людей: учителя, ученики, представители общества – 3Выбранный руководитель, заинтересованный в работе -1Хороший организатор -1Председатель-старшеклассник – 1Основную деятельность?Творческая, развитие умений общаться -3Создание благоприятных условий для нахождения в школе -2Воспитание и образование -1Трудно сказать -1