Самопознание на разновозрастных этапах развития личности. Роль педагога в развитии самопознания учащихся.
Выделяют 2 вида самопознания:
Физическое самопознание. Наиболее ярко проявляется в раннем детстве (у меня есть руки и ноги, я могу открыть и закрыть дверь, ящик в шкафу и т.д.).
2.Психологическое самопознание - изучение своего внутреннего мира, своих мыслей и чувств, причин поведения, выявление своих способностей и черт характера.
Психологическое самопознание тесно связано с понятием самооценка. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Младший школьный возраст. На начальном этапе школьного обучения эмоции у детей часто заслоняют объективность. Авторитет взрослого так велик, что собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Вместе с тем дети могут предвидеть предполагаемую реакцию взрослого, и поэтому поведение одного и того же ребёнка различно.
Как правило, ребёнку нравится быть «хорошим», получать подкрепление собственной самооценки: «я – хороший». Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют взрослых. Постоянная неудовлетворённость собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.
От 3 к 4 классу резко возрастает количество низких самооценок у учащихся. Равновесие между низкими и адекватными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности – общение с одноклассниками. Но и на учебную деятельность, такую, казалось бы, уже «освоенную» область.
Рекомендации педагогам: 1. На данном возрастном этапе формирование адекватной самооценки невозможно без авторитетной корректировки взрослого. А становясь взрослее обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Поэтому, надо не столько показывать ребёнку его неудачи, сколько помочь увидеть свои возможности. 2.Постоянное положительное подкрепление: одобрение, ласка, возможно поощрение. 3.Недопустимы ситуации, когда в присутствии всего класса учитель указывает на чьи – то недостатки, а тем более демонстрирует неуспехи, трудности.
4.При добром отношении педагога, при понимании и внимании основная установка ребёнка только на хорошее: «я – хороший», «ты – хороший», «мы – хорошие».5. Развитие рефлексии.6. Создание ситуации успеха.
Подростковый возраст. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия и т.д.
Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем.
Рекомендации педагогам: 1.Необходимо помнить, что подростку в этот период необходима помощь в решении проблем, связанных с процессом развития самосознания. Основным предметом работы педагога является внутренний мир человека, а основной задачей – помощь в достижении гармонии этого внутреннего мира, в развитии его способности к самореализации.
2. Анализ и содержание динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для них характерны переживания связанные с отрицательным отношением к себе, к собственной личности. И, поэтому, очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки – он и так во всём винит себя, и так знает о своих многочисленных и всё возрастающих недостатках, - но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера.
3. Необходимо обращать внимание и на «положительные» переживания подростка: «Я всегда радуюсь, если могу побороть свою лень», «радуюсь, когда могу воспитать в себе смелость».4. Мощным фактором саморазвития становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. Соответственно, педагогу необходимо строить процесс воспитания с учётом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее.
5.Кроме того, необходимо учить ставить жизненные цели и самовоспитывать волю, подкрепляя это положительными самоустановками, используя навыки саморегуляции..6.Развитие рефлексии,которое порождает потребность познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе.7. Создание ситуации успеха.
Старший школьный возраст. В этот период стабилизируется самооценка. Происходит это благодаря формированию «Я – концепции» - системы устойчивых, внутренне согласованных образов «Я». Самооценка становится устойчивой и её трудно, часто невозможно изменить, даже под влиянием справедливых мнений и фактов. Они в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение выше.
Рекомендации педагогам: 1.Развитие рефлексии.2.Психологическая поддержка. Необходимо уделять достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач.3.Использование методов вербального самовнушения и саморегуляции.4.Создание ситуации успеха.
Важно помнить! Виды психологической поддержки:Знак внимания – высказывание или действие, обращённые к человеку и призванные улучшить его самочувствие и вызвать радость.2. Комплимент – знак внимания, выраженный в словесной форме без учёта ситуации, в которой находится человек в данный момент.
3. Похвала – это оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причём это сравнение в его пользу. Эффективна, когда повышает самоценность человека, не понижая самоценности другого. Неэффективна, когда хвалят за то, что человек считает недостойным одобрения, либо когда хвалят одного, при этом ругая другого.
4. Поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. В поддержке: нет сравнения есть учёт ситуации (поддерживать надо того, кто нуждается в этом в данный момент) важно, что положительная оценка обращена не к результатам деятельности человека, а к нему самому, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Безусловным становится принятие другого, для этого надо всего лишь постоянно видеть его сильные стороны.