Самопознание и развитие личности
ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ? Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем;
Этапы самопознания:Самоузнавание - различения себя и внешнего мира;Начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я»;Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.
Что влияет на нашу самооценку? важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть; некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие; самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам
Этапы развития самосознания различение ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела; Формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъекта; период развития самооценки:
Я-концепция совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д. Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми.
Центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности. осознание временной протяженности собственного существования; идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе; определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
подростковая идентичность три измерения подростковой идентичности: 1) описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.); 2) описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный); 3) характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
Четыре варианта обретения идентичности у подростков: Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию: 1) использование понятий; 2) логическое выведение умозаключений; 3) экспериментальное подтверждение результатов; 4) открытость рациональной критике любого положения; 5) обобщение данных повседневного опыта. 6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания. 7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе...».
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет-ресурсы: http://www.fontanka.ru/2008/08/07/026/ http://kulikovanhmyqa.beon.ru/ http://pimpa4ka.blog.ru/?page=1 http://www.newteenager.ru/opasno-smotret-na-podrostkov-kak-na-deteie.html