Презентация инновационного проекта " Развитие творческих способностей учащихся при создании лингво культурологических словарей к тексту" (на уроках литературы и внеклассного чтения в 6-ом классе)
В нашей работе мы поставили следующие задачи:приобщение учащихся к культуре, к слову;формирование навыков интерпретации художественного текста;расширение творческого потенциала личности;развитие воображения, эстетического вкуса;навыки работы со словарями; формирование опыта углубленного прочтения текста;развитие навыков мыслительных операций;умение сравнивать, анализировать, сообщать;обучение лингвопоэтическому анализу художественного текста.
Формы работы на уроке:Работа по группам (стимулирует познавательную и коммуникативную активность учащихся).Индивидуальная (оценивает исследовательскую отдельной личности).Работа всего класса.
Задания перед уроком:Прочитать текст несколько раз;Выделить ключевые слова;Выписать ключевую фразу;Объяснить афоризм;Описать героев;Придумать другое название;Составить мини – паспорт к слову.
Отправной точкой может быть:Эпиграф к уроку, к тексту;Проблема, поставленная учителем или определенная самими учениками;Образ главного героя;Ключевое слово и его смысл в понимании всего произведения;Концепт к слову;Ключевая фраза.
Отбор и систематизация наиболее значимых слов; обоснование своего выбора; система заданий по формированию навыков интерпретации текста.3. Творческая работа1) Сочинение-этюд ко всему произведению, либо к ключевому слову.2) Словарик к слову (Толкование, синонимы, антонимы, фразеологизмы этимология слов, словообразовательная модель; употребление в художественной литературе)3) Мини-паспорт к слову.(Толкование слова в различных словарях) 4) Сочинение – эссе (Внутренняя форма слова и его семантика)5) Лингвокультурологический словарик к слову. (Словарный, контекстуальный, концептуальный
Схема составленияЛингвокультурологического словаря.
Значение слова ЖИЗНЬ в контексте рассказа.
Письменная работа.«Обращение Даши к своим друзьям»«Ребята, мне очень нужна ваша помощь», - сказала Даша, вернувшись в лагерь. «Вы готовы помочь существу, который очень в этом нуждается? На пустыре в одиночестве и невероятных условиях борется за свою жизнь маленький неизвестный цветок. От нашего участия зависит его судьба. Наши добрые сердца должны откликнуться на его помощь.» Кузьмин С. 6-а класс«Полная впечатлений от встречи с неизвестным цветком, Даша поспешила в пионерский лагерь. Глаза девочки были полны тревоги, и поэтому ребята собрались вокруг нее с вопросом:- Что случилось?- Вы даже не представляете, что я сейчас видела. Там на пустыре, среди камней и глины, растет чудесный цветок, который позвал меня к себе. Он очень маленький и похож на звездочку. Ребята, милые, давайте поможем ему, удобрим землю, польём. Пусть живёт это замечательное создание и радует нас.Есенкова О. 6а Кл.
Сочинение – этюд.«Какое открытие помог Вам совершить Платонов в самих себе?»После прочтения сказки-были «Неизвестный цветок» мне почему - то сразу захотелось делать добрые дела. Для меня стало важным помочь людям, которые в этом нуждаются. Я охотно помогла бабушке подмести пол, сходила в магазин за хлебом. Впервые самостоятельно сделала уроки. Как будто какой-то винтик во мне вращался и заставлял делать и делать добрые дела. Оказывается так просто приносить пользу людям и не надо в этом искать никакого открытия.Оганисян Т.6а Кл.
Диагностика
Мнения ребят:Никогда не думала, что работа со словарями такая интересная! Это настоящий клад для русского слова.Уроки стали больше нравиться, появилось много времени для творчества и работы со словарём.Эти уроки развивают память, помогают глубже разобраться в произведении, в своих и авторских мыслях и чувствах, в культурном наследии моего народа.Впервые стал сопоставлять свои поступки с поступками героев. Учусь постигать авторский замысел.
Результаты работы.Наладилось более тесное общение между учителем и учеником.Заметно усилился интерес к художественной литературе.Изменилось отношение к работе с художественными произведениями.Научились анализировать и сравнивать, опираясь на текст произведения.Обрели навыки работы со словарем.Расширился творческий потенциал школьников.Уроки стали интересными и своеобразными.Появилась экономия времени при изучении больших произведений.