Обучение русскому языку средствами субъективизации Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 им. А.С.Пушкина Аракчеева Ирина Анатольевна
Основной путь обучения средствами субъективизации – включение учащихся в творческую деятельность, становление школьника как субъекта обучения. Вся работа в русле субъективизации направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения на уроке и обеспечения его качества.
Эффективность данной методики в том, что … в ее основу положен качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка,их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.
Основными средствами субъективизации являются:систематическое использование антиципации(т. е. опережающего отражения окружающей действительности);целенаправленное развитие логического мышления учащихся;повышение речевой активности школьников.
С помощью антиципации ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением; механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие; прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.
Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (по составу, морфологического, синтаксического) и т. п. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие.
Включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, память и мышление ученика, существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования.
Для организации процесса обучения в русле субъективизации использую традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки ) с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового, закрепления изученного материала
В методику проведения каждого этапа урока ввожу новый этап — мобилизующий. На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме, совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления), их дальнейшее развитие.
Для решения данных задач используются разные виды мыслительных операций и упражнений.1. Группировка слов по нескольким признакам ; построение умозаключенияна основе выполненной орфографической задачи.2.Нахождение общегов словах; построение умозаключения.Пал..чики ..ближешь; точим лясы;за уши не ..ттянешь;Травим баланду;складывает оружие;Р..зводим узоры.1)Школа – обучение; больница (доктор, ученик, лечение, больной)
3.Группировка словпо двум - трём признакам; построение умозаключения.4. Нахождение общего и различий, группировка, построение рассуждения и умозаключения.«Правописание глаголов в прошедшем времени». (4 класс).«Имя прилагательное» (4 класс). Слышал, таяла, встретило, чистило, плавал, сеяла, печатал, готовило, веяла, ставило.Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Лето дождливое— зима снежная, морозная.
Систематическое использование методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности.