Проект по русскому языку Стилистические обороты речи Подготовили Ученики 8 А класса Волков Олег , Финогенов Дмитрий,Павлюченко Никита.
Риторический вопросРиторический вопрос – это вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ. Пример риторического вопроса: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!» (А.С. Пушкин). Цель высказывания – не получить ответ на вопрос (который даже не снабжен вопросительным знаком), а привлечь внимание читателей к проблеме станционных смотрителей, с которыми ругался едва ли не каждый путешественник XIX века.
ИнверсияИНВЕРСИЯ [латин. inversio — переворачивание] (лингв., лит.).- перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов. Например: «Унылая пора! Очей очарованье (вм. очарованье очей)!» А.С. Пушкин.
ГрадацияГРАДАЦИЯ-1) Постепенность, последовательность перехода от одного к другому с усилением или ослаблением проявления какого-л. признака, действия; разделение какого-л. процесса на ступени, стадии, этапы. 2) Расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. Например: В заботе сладостно-туманнойНе час, не день, не год уйдёт…
БессоюзиеБЕССОЮЗИЕ-опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения: «сказано — сделано», «пришёл, увидел, победил», «назвался груздем — полезай в кузов». Бессоюзие — стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.Например: Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет. А.Блок
ПлеоназмПлеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению. Например:Пожилой старик, молодой юноша.
АнафораАНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). Пример: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид.
ОксюморонОксюморон, оксиморон (др.-греч.— «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. Пример: Убогая роскошь наряда.«С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?» С.Есенин
ЭллипсисЭллипсис — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта. Пример:Зверю-берлога,Страннику-дорога,Мертвому-дроги,Каждому-свое. М. Цветаева.
МногосоюзиеМногосоюзие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Например: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. А.С. Пушкин
МетафораМетафора- это перенос наименования на сходстве вещей по форме, цвету.Пример:Закат пылает, льется речь.Золотой характер, хвост поезда.Вычерпав душу медью. Наш общий европейский дом.
ЛитотаЛитота — это образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Например: Лошадь величиной с кошку. Жизнь человека — один миг. Мальчик с пальчик.
ГиперболаГипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.Например: В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский Многочисленный как песок на берегу моря.
СравнениеСравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.Например: Как выжженная степь, черна Стала жизнь Григория. М.И.Шолохов
ЭпитетЭпитет — слово или целое выражение, которое помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность.Например: Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком. С.ЕсенинВеселым треском трещит затопленная печь. А.С.Пушкин
ПерифразПЕРИФРАЗ (от греческого periphrasis - иносказание) — замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета. Например:Царь зверей – лев,Туманный Альбион – Англия. Люблю тебя, Петра творенье! - Люблю тебя, Санкт-Петербург!
МетонимияМетонимия - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности. Например:«Театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала». «Все флаги будут в гости к нам» – вместо «Все корабли будут в гости к нам».
ПарцелляцияПарцелляция – особое, необычное членение предложения.Например:«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П.Г.Антокольский«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет» (В. М. Шукшин).
ИронияИрония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.Пример: Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков.«Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.
КОНЕЦРаботу проверила учитель русского языка и литературы Борисова Н.И.