«Глагол является основой языка»А.Н. Толстой Название проекта: «Глагол – важная единица речи»Творческое название: «Чудодейственная сила глагола»Автор: учитель русского языка и литературы Буерашина Л.С.
Основополагающий вопрос:Велика ли роль глаголов в речи?Вопрос учебной темы: Какие «чудеса» совершает глагол?
Аннотация С глаголами в русском языке можно творить удивительное. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать при помощи глагола. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Проект рассчитан на учащихся 6 класса и способствует расширению представления о глаголе.
Дидактическая цель:- формирование компетентности использования глаголов в речи.Методические задачи:Познакомить с разнообразием оттенков в значении глагола;Показать важную роль глагола в построении связных высказываний;Прививать любовь к русскому языку.
Проблемы самостоятельных исследований: мелодика, ритмика глагола и глагольных форм; характер героев в глаголах; разнообразие глагола в речи
Учебно – методический проект Материалы - Исследования к проекту учеников- Презентация - Презентация- Дидактический материал
Этапы и сроки проведения проекта:1 занятие: формулирование тем исследования, обсуждение плана работы, возможных источников информации, подбор художественной литературы.2 занятие: самостоятельная работа учащихся по анализу информации относительно темы исследования.
3 занятие: сбор эмпирических данных учащихся по проблеме исследования (проведение соц. опроса).4 занятие: консультация учащихся по проблемным вопросам.5,6 занятие: самостоятельная работа учащихся по анализу и интерпретации полученных результатов исследования.7 занятие: подготовка школьной презентации по отчету о проделанной работе.8 занятие: защита полученных результатов, обсуждение, выводы.
Ожидаемые результатыВ ходе исследования учащиеся откроют для себя «новые возможности» глаголов. Они увидят, что действие, обозначаемое глаголом, имеет большое количество разных оттенков. Анализируя стихотворные произведения художественной литературы, ребята убедятся, что глаголы и глагольные формы не только создают мелодику, ритмику стихотворения, но и рисуют картины, в которых есть и движение, и свет, и звук.
Наблюдая над глаголами в текстах с прямой речью и диалогами, определят их роль в характере героев.Работа над проектом расширит знания о глаголе, обогатит словарный запас обучающихся, повысит интерес к изучению русского языка.
Информационные ресурсыРусский язык. М.Т. Баранов и др.– М. : Просвещение, 2009Русский язык: Большой справочник. Т.М. Войтелева. – М. : Дрофа, 1999Русский язык в школе. №3, 2001
Спасибо за внимание!