Методический семинар «Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Цель семинара: * Способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях “мотивация учения”; * Обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся, развития познавательной активности.
План семинара 1. Мотив и компоненты мотивационной сферы. Условия развития мотива. Конопельцева И.П.2. Березина И.А.3. Репина Г.А.4. Шестопалова Е.А.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский.
Как преодолеть равнодушное отношение? Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
Мотив и компоненты мотивационной сферы Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Установки педагога и методы обучения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задачУчет возрастных особенностей школьниковВыбор действия в соответствии с возможностями ученикаИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссийНестандартные формы проведения уроковСоздание ситуации успехаСоздание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельностиЭмоциональная речь учителяИспользование познавательных и дидактических игр, игровых технологийПрименение поощрения и порицанияВера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)Выбор действий в соответствии с возможностями ученикаИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Условия развития мотива
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. В. А. Сухомлинский.
Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.Превращение ребенка в субъект, заинтересованный в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.
Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъект деятельности по овладению содержанием образования.
Автор:Конопельцева И.П.,зам. директора по УВРМАОУ Луговской СОШ