Ключевые компетентности за пределами урока
Образ выпускника– это конкурентноспособная, социально и профессионально мобильная личность, обладающая необходимым набором сформированных ключевых компетенций:
Личностная (нравственная)компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовность, способностью жить по традиционным нравственным законам. (Осуществляется через работу детской и молодежной организации, мероприятия самоуправленческой деятельности, участие в работе Управляющего Совета школы , участие в социальнозначимых проектах и акциях школы, района);
Социальная компетенцияприсущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. (Деловая игра «Выборы президента», день самоуправления, «Выборы Совета ДО». Групповые формы работы в учащимися)
Общекультурная компетенцияпредполагает освоение основ отечественной и мировой культуры(участие в творческих конкурсах, проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения, поведения, экскурсии, посещения театров, музеев);
Интеллектуальная компетенцияпроявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации (Участие детей в интеллектуальных играх и конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», участие в конференциях и семинарах, «Ученик года»);
Продуктивная компетентность– умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятии, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.)
Коммуникативная компетенцияпредполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. (Все формы диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли; исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу кружков и секций).
выделяются следующие методы активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции:метод сотрудничества, деловая игра, обучение через деятельность, метод проектов.
Формами воспитательной деятельности развивающими компетенции являются: КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы. Главное пространство воспитательной деятельности - школьные внеклассные мероприятия Кружковые занятия, работа секций, студий. Тематические классные часы Участие в творческих конкурсах.
Методы поддержки развития организаторских способностей: — метод «творческого выполнения задач»; — метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; — метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); — метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
Методы поддержки развития коммуникативных способностей: — метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения; — метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.); — метод творческого поиска.
Самостоятельность учащихся в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся, что согласно Концепции модернизации российского образования принятой до 2010 года, определяется важной задачей воспитания. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:
— метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств; — метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
— метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс; — метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие); — метод самоконтроля; — метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
Методы педагогической поддержки «социальногого здоровья»- это методы, которые с одной стороны - необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.
— метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время; — метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни; — метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом); — метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
— метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций; — метод «устранения плохих привычек»; — метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»; — метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта. Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода. • принцип гуманизма, • принцип социального закаливания, • принцип сотрудничества и • принцип ценностной ориентации.
Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильны ми и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственн ое достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике , как человеческое достоинство. Условия реализации принципа Реализация принципа гуманизма обеспечивается: - добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность; - возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; - оптимистической стратегией при определении задач воспитания; - учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка; - подготовленностью детей к социальной самозащите. Правила реализации принципа в практической деятельности При реализации принципа гуманизма: - опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу; - уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства; - призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами; - защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных про блем; - постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизнен ных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.
Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика. Условия реализации принципа Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается: - созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным отве том; - включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; - стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; - оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации. Правила реализации принципа в практической деятельности При реализации принципа социального закаливания детей: - решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей; - не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению; - воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня; - воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании. Условия реализации принципа Реализация принципа сотрудничества обеспечивается: - определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей; - развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений; - формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ; - воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся. Правила реализации принципа в практической деятельности При реализации принципа сотрудничества: - делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива; - помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива; - ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие; - развивайте у детей потребность во взаимопонимании; - СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я". Условия реализации принципа Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается: - предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями; - организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бы тии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании; - реализацией учащимися ценностных ориентации как деривата обретенной свободы; - постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик. Правила реализации принципа в практической деятельности При реализации принципа ценностной ориентации: - открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема; - наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии; - вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;