Кейс – технологии и инфографика при подготовке к ЕГЭ по русскому языку Родионова Татьяна Валерьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. Ступино
Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения. Цицерон
Течение времени не видит никто. Лишь стрелки часов, да школьные звонки, да взрослеющие ученики напоминают об этом.
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных моделей деятельности; выработки навыков простейших обобщений.
Учебные цели метода кейсов Оценивание – формирование критерия исследования ситуации, суждения, пути решения и т.п. Синтез – продуцирование новых комбинаций методов и средств решения, оригинальность, креативность. Анализ – идентификация компонентов, как они связаны и организованы, селекция фактов от догадок и т.п.
Применение – как применить имеющееся понимание проблемы или задачи в условиях, когда пути решения не ясны. Осознание – поиск приемлемых интерпретаций для решения задач и их последующей экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть). Знание – утверждение новых фактов, определение новых понятий, категорий, путей достижения результатов в контексте данной ситуации.
Основная цель написания сочинения-рассуждения части С – анализ художественной или публицистической статьи, фрагмента или отрывка по определенному плану.
Есть два пути разбора: а) дать детям план написания, посоветовать приобрести пособия, провести несколько консультаций и практических работ; б) использовать кейс-метод.
Кейс-метод предполагает совместную и постепенную работу учителя и ученика, которая проводится в несколько этапов: 1 этап – введение в задачу: деление на рабочие группы по 3-5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» ( он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).
2 этап – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе). 3 этап – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 этап – рассмотрение альтернатив: выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем. 5 этап – проверка по « Общим критериям оценивания ответа на задание третьей части работы (С)».
Основным критерием для разработки кейса для части С должно стать: соответствие содержанию спецификации; определение задач в строгой последовательности с кодификатором; достаточный уровень осведомленности учащихся; наличие у выпускников опыта групповой работы.
Ограничения на использование кейс-технологии: неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Положительные стороны кейс-технологии: ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме; предлагаются задания по отработке только ранее изученного материала; даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно; выпускник может планировать время работы над данной темой; к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для повторения и подготовки к аттестации.
Особенность подготовки к ЕГЭ выделяет различные уровни сложности заданий: сложность 1 – выполнение задания части А; сложность 2– выполнение заданий части В; сложность 3 – выполнение творческого задания части С. На третьем этапе наиболее эффективным методом является кейс.
На первых же двух этапах целесообразно использовать метод инфографики, т.е. графического способа подачи информации.
В процессе преподавания использую подачу материала блоками, в чём тоже очень помогает метод инфографики, так как старшеклассники получают материал в полном объёме и в дальнейшем могут использовать её для выполнения тренировочных упражнений.
Как оформить комментарий?
Обратите внимание!!! Комментарий следует отличать от пересказа Пересказывая, говорим о том, что делают герои Комментируя, говорим о том, что делает автор Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой.
Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется : В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении В соотношении персонажей В языковом оформлении текста
Языковые средства, выражающие авторскую позицию Оценочная лексика Правда-ложь Польза-вред Подлинный-мнимый Несомненный-сомнительный Вводные словаОтношение говорящего к сообщаемому Достоверность сообщаемого Образные средства Эпитеты Метафоры Риторические вопросы и восклицания И др.
Структура второй части работы
В результате эффективного совмещения этих двух методов, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.
Литература: http://festival.1september.ru/ http://festival.1september.ru/articles/418859/ http://lingvist.ucoz.ru/index/0-34 http://www.planeta-kniga.ru/stat_4 http://images.yandex.ru/ Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. Е.В. Иванова, А.Н. Иванов. Русский язык без зубрёжки. Орфография. Пунктуация. – М.: 1999.
И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А.В. Луначарский