Построение развивающей образовательной среды как перспективная цель образовательного учреждения
Как понять – реализует школа новые цели или нет? Любая школа заявляет, что она развивает своих учеников Но только некоторые школы, как показывают исследования, действительно развивают своих учеников.
Вспомним два пути к развитию ученика: 1.Учитель передает определенный набор ЗУНов 2.Ученики обязаны их усвоить 3.В результате : - развиваются средства познавательной деятельности (память, речь, мышление) -и могут развиваться некоторые способности и готовности 1.Учитель помогает ребенку осознать зону ближайшего развития («что я сейчас не знаю и не умею»). 2.Учитель помогает открывать знания, осваивать умения и навыки 3.Главные результаты развития – способности и готовности ученика, составляющие его функциональную грамотность: - готовность к самоопределению; - способность к рефлексии результатов своего труда; -способность находить решение, выход из различных ситуаций и т.д.
Результаты исследования специалистов Института психологии РАО В классах, где реализуются принципы «Школы 2100» 1. Отмечено превышение базовых интеллектуальных возможностей детей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность учеников 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Вывод: эти характеристики – показатель наличия развивающей образовательной среды школы.
«Ключ» к решению проблемы – понятие «образовательная среда» «Образовательная среда1 – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая: 1) определяется теми конкретными задачами, которые школа решает в своей деятельности; 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются 3) содержательно оценивается по достигаемому эффекту в развитии детей: личностном, социальном, интеллектуальном» (1) Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная системе «Школа 2100» – качественное образование для всех. М. Баласс. 2006. с.29-36.
Развивающая образовательная среда – основа социализации ребенка
Не всякая образовательная среда полезна детям Школы и ДОУ, не ориентированные на детей: Школы и ДОУ, односторонне ориентированные на детей: Школы и ДОУ, всесторонне ориентированные на детей:
Как построить развивающую образовательную среду? 1.Поставить конкретную задачу: выращивание функционально грамотной личности 2.Выбрать средства для ее решения: -личностно ориентированное содержание учебников и пособий -специальные образовательные технологии -формы и способы оценивания образовательных достижений 3. Найти способы оценивания желаемого результата развития: личностного; социального интеллектуального
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка Обогащение внеклассной жизни школы
Создание коллектива единомышленников: «вместе можно горы свернуть». ЭТАПЫ: 1.Знакомство с концепцией (образовательной программой «Школа 2100») 2.Самоопределение администрации и педагогов («наше» – «не наше») 3. Создание системы психологического и педагогического сопровождение педагогов 4.Мотивированное повышение квалификации 5.Организация преемственности разных ступеней образования в ОУ
Изменения в образовательном процессе: «учить надо по-новому!»1.Обеспечение связи цели и средств: функционально грамотная личность – общеучебные умения – предметные умения – продуктивные, творческие, исследовательские задания 3. Освоение современных принципов и образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология, технология работы с текстом, технология оценивания, принципы личностно ориентированного образования, 2. Изменение позиции учителя: от учителя-«оракула» к учителю-помощнику. 4. Включение родителей в образовательный процесс: от родителя-«контролера» к родителю – помощнику педагога.
Алгоритм освоения образовательных технологий: от пробных уроков до системного внедренияУстановочный семинар: теория технологии Практическая разработка каждым педагогом конспекта ближайшего урока (занятия) с применением технологии. Проведение ряда уроков (занятий) с соблюдением технологии. Посещение администрацией, методистом уроков (занятий) каждого, индивидуальные беседы по итогам (на общее обсуждение выносятся только положительные результаты). Итоговый семинар по теме – обсуждение результатов и возникших затруднений. Коррекция педагогами собственной деятельности
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Каждый ученик может быть успешным в чем-то своем.
Алгоритм построения развивающей образовательной средыСознательный выбор педагога (внутренняя готовность и потребность) Постепенное осмысление и использование идей «Школы 2100» (самоподготовка, курсы – все, что способствует развитию педагога) Создание программы внедрения (желание администрации, объединение педагогов разных ступеней образования, повышение квалификации, осмысление результатов, коррекция) Создание единой развивающей образовательной среды (взаимодействие администрации – учителей – учеников – родителей)
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились?В ходе самоопределения часть педагогов: «Это наше!» «Мы готовы!!» Другая часть педагогов: «Это не наше!» «Мы не готовы!!»
Как быть, если не у всех получается работать по-новому?Часть педагогов освоили технологии, изменили учительскую позицию Другая часть педагогов испытывает затруднения, работает формально, позиция осталась авторитарной
Как контролировать работу учителей по-новому? Педагоги по-новому оценивают успехи детей Проверяющие контролируют деятельность учителей с прежних позиций
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе?Традиция педагогики: Навязывание ценностей (все ученики должны участвовать в запланированных мероприятиях) «Ребенок имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношения к миру, обществу» А.А.Леонтьев
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились?
Как быть, если не у всех получается работать по-новому?
Как контролировать работу учителей по-новому?
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе?