Построение развивающей образовательной среды как перспективная цель образовательного учреждения
Как понять – реализует школа новые цели или нет? Но только некоторые школы, как показывают исследования, действительно развивают своих учеников.
Вспомним два пути к развитию ученика: 1.Учитель передает определенный набор ЗУНов 2.Ученики обязаны их усвоить 3.В результате : - развиваются средства познавательной деятельности (память, речь, мышление) -и могут развиваться некоторые способности и готовности
Результаты исследования специалистов Института психологии РАО
«Ключ» к решению проблемы – понятие «образовательная среда» «Образовательная среда1 – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая: 1) определяется теми конкретными задачами, которые школа решает в своей деятельности; 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются 3) содержательно оценивается по достигаемому эффекту в развитии детей: личностном, социальном, интеллектуальном»
Развивающая образовательная среда – основа социализации ребенка
Не всякая образовательная среда полезна детям
Как построить развивающую образовательную среду? 1.Поставить конкретную задачу: выращивание функционально грамотной личности 2.Выбрать средства для ее решения: -личностно ориентированное содержание учебников и пособий -специальные образовательные технологии -формы и способы оценивания образовательных достижений 3. Найти способы оценивания желаемого результата развития: личностного; социального интеллектуального
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников
Создание коллектива единомышленников: «вместе можно горы свернуть». ЭТАПЫ: 1.Знакомство с концепцией (образовательной программой «Школа 2100») 2.Самоопределение администрации и педагогов («наше» – «не наше») 3. Создание системы психологического и педагогического сопровождение педагогов 4.Мотивированное повышение квалификации 5.Организация преемственности разных ступеней образования в ОУ
Изменения в образовательном процессе: «учить надо по-новому!» 1.Обеспечение связи цели и средств: функционально грамотная личность – общеучебные умения – предметные умения – продуктивные, творческие, исследовательские задания
Алгоритм освоения образовательных технологий: от пробных уроков до системного внедрения
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого
Алгоритм построения развивающей образовательной среды Сознательный выбор педагога (внутренняя готовность и потребность) Постепенное осмысление и использование идей «Школы 2100» (самоподготовка, курсы – все, что способствует развитию педагога)
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились? Другая часть педагогов: «Это не наше!» «Мы не готовы!!»
Как быть, если не у всех получается работать по-новому? Другая часть педагогов испытывает затруднения, работает формально, позиция осталась авторитарной
Как контролировать работу учителей по-новому? Проверяющие контролируют деятельность учителей с прежних позиций
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе? «Ребенок имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношения к миру, обществу» А.А.Леонтьев
Как быть, если мнения внутри коллектива разделились?
Как быть, если не у всех получается работать по-новому?
Как контролировать работу учителей по-новому?
Как выстроить по-новому систему воспитательной работы в школе?