Проект на тему : «Как избежать умственных перегрузок в процессе обучения?»
содержание Школьные перегрузки. Свойства и особенности памяти. -Основные процессы и механизмы памяти. -Методы, применяемые для лучшего запоминания. -Тренировка памяти. Режим дня. -Правильная организация активной работы, сна и отдыха. -Активный отдых, спорт. -Тайм-менеджмент 4. Продукты, улучшающие память
Чем вызваны школьные перегрузки Ограничение времени на уроке при выполнении проверочных работ Высокие требования к скорости чтения и письма Завышенные ожидания и требования родителей Необходимость запомнить большое количество информации И другое
Как определить, что учащийся перегружен? Быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость Нарушение сна Постоянные, в том числе необоснованные, жалобы на головные боли, боль в животе и др. Ухудшение почерка, увеличение исправлений, глупых ошибок Усиление нарушений со стороны нервной системы если такие наблюдались раньше
Как сделать нагрузку разумной При необходимости пройти обследование и курс лечения у врача Определить оптимальный режим дня Учесть особенности биоритмов в разное время суток Важно адекватно оценивать способности ребенка, учитывать его интересы Выход в овладении методами активной переработки информации, современными способами познания
Основные процессы и характеристики памяти Объем Быстрота запечатления Точность воспроизведения Длительность сохранения Готовность к использованию сохраненной информации
Механизмы памяти Чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить такую цель Цель должна быть конкретна (от этого зависит механизм запоминания): запомнить только суть, запомнить дословно или точно запомнить последовательность фактов Запоминание, включенное в деятельность, оказывается наиболее эффективным
Осмысление материла может достигаться: Выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана (установлено, что учащиеся, составляющие план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали без плана ) Выделением смысловых опорных пунктов Сравнением, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями Решением задач и примеров в соответствии с правилами Методом повторения и воспроизведения и др.
Методы активного запоминания Метод ключевых слов: применяется при запоминании больших по объему текстов; запоминаемый текст разбивается на разделы, в каждом из разделов выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо логически связать между собой и запомнить Метод повторения И.А. Корсакова -необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия - промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять - количество повторений должно выбираться с некоторым запасом
Законы памяти Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. Эмоционально окрашенный сложный материал запоминается лучше, чем простой, но безразличный.
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов" 2. Упражнение на развитие зрительной памяти 3. Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова 4. Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок" 5. Игра: «Я — фотоаппарат» 6. Приемы, помогающие запоминанию
Примерный режим дня Подъем 7.30. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.30-8.20. Утренний завтрак 8.20-8.40. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 8.40-8.50. Занятия в школе 9.00-12.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-14.20. Обед 14.30-14.50.Послеобеденный отдых или сон14.50-15.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 15.30-16.30 Полдник 16.30-16.45. Приготовление домашних заданий 16.45-18.45 Прогулки на свежем воздухе 18.45-20.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 20.00-22.00
Активный отдых Крупнейшим Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения — они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее не работавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозной процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются. Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный прием пищи. 3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определенное время для приготовления домашних заданий. 6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Управление временем - тайм менеджмент Составляйте списки. По возможности записывайте все свои дела. Всегда носите с собой ежедневник или записную книжку. 2. Используйте время вынужденного бездействия. Планируйте свои дела, передвигаясь пешком или на машине, принимая душ или в другое незанятое время. Обдумывайте свои планы на текущий или следующий день. 3. Поощряйте себя. Выполнив какое-либо дело (особенно важное) выделите время, чтобы вознаградить себя за труды.
Продукты, улучшающие память Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти: Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики "хороших" жиров - рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки. Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, "беспамятный" жир.
Чтобы избежать умственных перегрузок, в процессе обучения нужно: выяснить, есть ли у тебя перегрузки; определить хронические они или единовременные и, исходя из этого, составить режим дня, оптимальный для каждого дня недели; изучить несколько методов активного запоминания и стараться их применять в жизни, на уроках, при подготовке к занятиям; систематически тренировать память, используя и учитывая законы памяти; помнить, что лучший отдых – это активный отдых; организовать здоровый сон, после которого чувствуешь себя свежим и полным сил идти в ногу со временем и учиться им управлять, освоив тайм-менеджмент;