Эффективность решения проблемы развития личности младшего школьника средствами современного урока
Качества личности выпускника Самостоятельность в принятии решений и выборе; Умение отвечать за свои решения; Способность нести ответственность за себя и своих близких; Готовность действовать в нестандартных ситуациях; Обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
Качества личности выпускника Обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке; Толерантность, т.е. понимание, что кроме собственного мнения, которое необходимо защищать и отстаивать, существуют иные, которые также имеют право на существование. Жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.
Важнейшие условия развитие личности ребенка Включение ученика на каждом учебном занятии в деятельность, учитывающие его возможности и способности, уровень подготовки, зону ближайшего развития; Перевод его с позиции объекта обучения в позицию субъекта самоуправления.
Основные направления работы учителя начальных классов по развитию личности ученика Интеллектуальное развитие детей; Формирование культуры и самостоятельности их мышления; Развитие познавательных процессов; Раскрытие непрерывной связи человека с окружающей средой и обществом; Формирование целостной картины мира, социализация ребенка.
Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний школьников Хвалить за все, достойное похвалы, как можно чаще, при любой возможности поощрять позитивные шаги школьника, Указывать на достоинства в характере обучаемого. Учитывать при взаимодействии его самостоятельность в принятии решений, Поощрять проявление индивидуальности, не посягающее на интересы других, умения проявлять творчество в любых видах учебной деятельности
Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний школьников Открыто поощрять вклад каждого ученика в общее дело, подчеркивать его важность для класса, группы, Избегать упреков и критики. Педагогу необходимо помочь ученику сосредоточиться на том, что положительно, не теряя времени на разговоры о неверном выполнении работы, Психологическую поддержку ученику оказывайте своевременно. При недостатке или отсутствии поддержки ребенок любого возраста испытывает разочарование и склонен к различным поступкам, о которых потом пожалеет, но которые могут стать привычкой, чертой характера.
Рекомендации учителю Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и ожидания быстрого ответа; Дать ребенку достаточное время для подготовки; Формировать уверенность в своих силах не только положительной отметкой, но и словами типа «молодец», «умница». Корректно оценивать неудачи в выполнении заданий и поощрять.; Позволять ученику самому решать учебную или личностную проблему там, где это возможно.
При постановке проблемных вопросов учитывать: Проблемным вопрос является в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым; Проблемные ситуации возникают при необходимости конкретного выбора из многообразия ( знаний, форм и способов деятельности и др.)
При постановки проблемных вопросов учитывать:Предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка. Слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации, слишком трудное – вызовет состояние неудовлетворенности, напряжения, отрицательного отношения к выполнению задания. Учет учителем уровня подготовки учащихся необходим.
Исследовательская деятельность на урокахДобывать информацию в словарях, справочниках; Определять объект исследования, Выбирать метод и способ действия, Обобщать, делать выводы, аргументировать их при дискуссии.
«Комментированное управление» -это …Я учу не одна, учит каждый ученик в классе. Класс должен «бурлить», делать открытия. Пробуждающие самостоятельную мысль вопросы учителя и вариативность ответов учеников.
Город, лесник, флажок, городок, пригород, поезд, лес.Что можете сказать о данных словах? Что еще заметили? Сгруппируйте их по разным признакам Добавьте в каждую группу по два слова Составьте словосочетание со словом «лес», дополните до предложения и т.д.
Педагогические технологииРазвивающее и личностно- ориентированное обучение; Метод проектов; Деловая игра
Рекомендации по развитию личностных качеств учащихся в учебном процессе Строить свою работу в опоре на знания возрастных и психологических особенностей учащихся Уметь устанавливать конструктивный контакт с детьми: избегать в процессе общения отрицательных, низких оценок их работы и уровня их развития Не сравнивать учеников друг с другом, оценивать только действия, не давая отрицательных оценок личностных качеств
Рекомендации по развитию личностных качеств учащихся в учебном процессеВидеть в каждом ученике личность, уважать, ценить, демонстрировать интерес к его личностным проявлениям; Постоянно создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, поощрять учащихся; Опираться на базовые личностнообразующие потребности каждого ученика: в творческой деятельности, в признании, защищенности, самореализации, уважении;
Рекомендации по развитию личностных качеств учащихся в учебном процессеПостоянно демонстрировать учащимся бодрое настроение, активность, жизнелюбие и оптимизм, веру в их успех; Прогнозировать результаты своего педагогического воздействия; Ориентироваться на доброжелательное взаимодействие с родителями, другими учителями и психологом, преследуя единую цель – развитие личности ученика, и совместно работать на ее достижение.
Желаю успехов!!!