Кейс-стади технология
Кейс стади-“case study”-изучение ситуации-качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций
Кейс-жизненная история, включающая необходимую информацию для: - принятия решения -разрешения конфликта или проблемы -выявления позиций слушателей по существу вопроса
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы
Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
ИсточникиХудожественная и публицистическая литература Статистические данные Научные статьи, монографии,отчёты Реальные события местной жизни Интернет и его ресурсы
Признаки метода:-ситуация -коллективность -многорешимость -коллективная активность
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: - соответствовать четко поставленной цели создания; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни; - не устаревать слишком быстро; - быть актуальным на сегодняшний день; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений
Преимущества: -возможность работы группы на едином проблемном поле -получение навыков презентации -использование принципов проблемного обучения -получение навыков пресс-конференции; умение сформировать мысль, точку зрения
Виды кейсов: По типу исследовательской стратегии: -разведывательный -иллюстративный -исследовательский -учебный -диагностический
По наличию сюжета различают: -сюжетные -безсюжетные По временной последовательности: -с естественной временной последовательностью -кейсы-воспоминания -прогностические(в практике не используются)
По обьёму: -мини-кейс(на один урок или 20 минут) -не более 5 листов -обьём не более половины листа(шрифт12-14,межстрочный интервал-1,5) -кейс средних размеров -не превышает 10 листов -Макрокейс -Обьём не определён
По структурному наполнению: -единичный(самостоятельное исследование какого-то одного уникального явления) -множественный-комплекс кейсов, обьёдинёных общими исследовательскими задачами По способам представления решения проблемы -аналитическая справка -эссе -отчёт -рассказ -расследование -очерк
Структура кейса 1.Предисловие(может быть вызов-небольшое выступление, резюме, краткое изложение кейса, исходные данные исследования, глосарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание) 2.Основная часть (контекст, случай, факты и решения) 3.Послесловие(дополнительная информация, база данных, приложение, ссылки, библиография, список контактов)
Алгоритм составления: 1.Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов. 2. Определение проблемной ситуации. 3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. 4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты. 5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
Алгоритм составления: 6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности. 7. Выбор жанра кейса. 8. Написание текста кейса. 9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса. 10. Подготовка окончательного варианта кейса. 11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию. 12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Структура кейсаСюжетная часть Информационная часть Методическая часть
Требования к формату и структуре кейса: Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных: - наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс; - название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности; - имена и должности главных персонажей; - описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения); - общее состояние дел в компании, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Требования к формату и структуре кейса: Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий: - этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи; - стиль работы компании, стиль управления руководства; - краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий); - определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия; - предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали; - какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.
Требования к формату и структуре кейса: Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями. Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать. Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма». Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения. Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Спасибо за внимание!!!