Работа с текстом – одно из условий развития коммуникативной компетентности младших школьников. Егорова Людмила НиколаевнаУчитель начальных классовВысшая квалификационная категорияГимназия-интернат №6 ОАО «РЖД»Город Саратов
Ключевая компетентность обладает интегративной природой;многофункциональна;надпредметна и междисциплинарна;многомерна
Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной деятельности.
Условия формирования ключевых компетентностей: анализ учителем структуры действий; выделение операций, из которых складывается действие;определение последовательности операций и выбор системы упражнений, обеспечивающих почти автоматическое выполнение простых действий;формирование умения выполнять более сложные действия.
Признаки сформированности текстовой компетентности: умение адекватно оценивать объём предлагаемой темы; расчленять её на подтемы;владение арсеналом связности;владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста.
Почему эту группу предложений нельзя назвать текстом?Котёнок разбил вазу. А мама пошла в магазин. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача.
Упражнение172.Из рассказа о тексте составь вместе с одноклассниками определение, что такое текст.Ученики первого класса вполне успешно составляли текст из отдельных предложений. Они поняли, что текст – это группа предложений. Они назвали ещё очень важные признаки текста: предложения в тексте объединены одной мыслью и стоят в определенном порядке. Обычно в тексте бывают вступление, основная часть и заключение. Внимательные ученики уже давно заметили, что текст и его части начинают писать с отступа – с красной строки, или абзаца. Учительница напомнила, что начало древних рукописных книг и их глав начинали писать с заглавных букв. Эти буквы обычно выделяли красной краской или украшали небольшим рисунком. Отсюда и название «красная строка».
В густой траве прячутся эти нежные душистые цветы.Береги эти цветы!В тени на полянах скрытно цветут в лесу ночные фиалки.По ночам они очень сильно пахнут.
Прогнозирование содержания текста по его заголовку.Выбор заголовка из нескольких предложенных.Поиск слов, предложений из текста, которые можно использовать в качестве заглавия.Самостоятельное озаглавливание текста.
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля.Моряки насыпали на палубу хлебные крошки, семена. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты.Перелетные гости почистили пёрышки. Они расправили крылья и отправились домой, на родину. Счастливого вам пути, птицы!
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебные крошки, семена. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты. Перелетные гости почистили пёрышки. Они расправили крылья и отправились домой, на родину. Счастливого вам пути, птицы!
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля.Моряки насыпали на палубу хлебные крошки, семена. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты.Перелетные гости почистили пёрышки. Они расправили крылья и отправились домой, на родину. Счастливого вам пути, птицы!План:1)Отдых на корабле.2)Снова в путь, домой!3)Трудный полёт.
Умение адекватно оценивать объём предлагаемой темы; расчленять её на подтемы.;
1) ямки, и, я, моя, мама, копали. яблони, посадили, мы.2) у, крыльцо, Вася, школа, Яшу, ждет.3) кот, у, Тишка, жил, Миша. душистая, луг, на, трава.
Я слушал привольную песню леса и стоял на опушке. С неба упал журавлиный крик. Птицы летели косяком. Вдруг строй рассыпался. Что случилось в небе? Почему так тревожно закричали журавли?Солнце освещало моховое болото. По краям оно поросло частым березняком. На берёзах золотились первые пряди. Жёлтые листья кружились в воздухе.
Стоит жара. Лес накалён от зноя. На поляне высыхает трава, листья, хвоя, мох. ………..В лесах часто бывают пожары. Опасны и страшны пожары в лесу.Справка: 1)Легко загорается это всё.2)Загорается это всё легко.3)Всё это легко загорается.
Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. … в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жёсткие и хрупкие.Под самым окном нашего домика распустилась и цветет черёмуха. Вся черёмуха покрыта душистыми белыми цветами. Мы любуемся цветущей черёмухой.
Владение арсеналом связности.
Упр.6 Разыграйте в парах речевые ситуации. Меняется ли цель речи? Меняется ли содержание приветствий? Ты просыпаешься и приветствуешь маму. Она отвечает.На улице ты приветствуешь одноклассника. Он отвечает.В классе ты приветствуешь учителя. Он отвечает.
Упражнение 159. Тебя пригласил друг поиграть у него дома. «Надо написать записку маме»,- решаешь ты. Напиши такую записку. Обрати внимание на тон записки. В чём разница между запиской и письмом? Упражнение 175. Напиши поздравительную открытку любому своему однокласснику. Поздравь его с окончанием первого учебного года.
Упражнение150. Напиши своё шутливое или серьёзное объявление с предложением какой-либо услуги. Что обязательно должно быть в любом объявлении? Упражнение 157. Напиши свои мысли о зиме. Тебе потребовались имена прилагательные? Придумай к тексту заголовок. Упражнение 160. Опиши любое животное, которое ты хорошо знаешь. Расскажи, где оно обитает, каковы его повадки, особенности.
Ориентация речевой работы на становление текстовой компетентности, как составной части коммуникативной, даёт возможность проявить внимание к «технической стороне» и обеспечить преобразование теоретических знаний о тексте в частные умения, необходимые для его создания.
НО гимназия-интернат №6 ОАО «РЖД»