Урок в 7 классе по теме «Деепричастие» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Нурлат РТ Газизова Алсу Минталиповна
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Цели урока: закрепление сведений о деепричастии, повторение орфограмм и пунктограмм деепричастия, развитие умений различать деепричастные и причастные обороты, совершенствование навыков и умений конструировать предложения с деепричастными оборотами,привитие учащимися культуры поведения в общественных местах.
1.Повторение теоретического материала. Ответьте на вопросы:Что такое деепричастие?Каково грамматическое значение деепричастия?Назовите морфологические признаки деепричастия?Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
2.Работа с текстом. Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.Задание: выпишите из текста сначала одиночные деепричастия, затем деепричастные обороты.
3.Замените один из глаголов деепричастием, запишите полученные предложения, расставив знаки препинания. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
4.Придумайте предложения, которые соответствовали бы данным схемам, и запишите их в тетради. 1) , . . .2) ……, . . . . , .3) . . . , .
5.Сравните причастия и деепричастия по следующему плану: От слов какой части речи образуются причастия и деепричастия?Что обозначают?Признаки каких частей речи сочетают в себе?Как изменяются?Чем отличаются по морфемному составу?Какими членами предложения могут быть?Какую часть речи обычно распространяют в предложении?
6.Найдите предложения с причастными оборотами. Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.Летающая над костром бабочка была необычайно красива.Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.Поднявшись , он быстро подошёл к окну.
Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.Охотники любовались степью, остывшей за ночь.Усеянное звездами небо манило к себе.
7. Найдите предложения с деепричастными оборотами. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.Костёр, потрескивая в ночи, весело горел.Молнии, освещавшие черное небо, пугали людей.Вспомнив о забытом мяче, Вася вернулся в спортзал.Вернувшийся вовремя сторож помешал грабителю.
8.Раскройте скобки. (Не) зная ничего, (не) чувствуя опасности,(не) думая ни о чём, идти (не) спеша, (не) доумевая по поводу случившегося, (не) говоря лишних слов, работать (не) покладая рук, (не) беспокоясь ни о чём, (не) навидя ложь, (не) решаясь приблизиться.
9. Морфологический разбор деепричастий. НаклонившисьРоняя
10. Описание действия по рисунку.
Домашнее задание. Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями, выделите морфемы в словах:-евши, -евший, -ивши, -ивший, -авши, -авший.