Деепричастие – этосамостоятельная неизменяемая часть речи, котораяотвечает на вопросы: что сделав? что делая?и обозначает дополнительное действие к глаголу (сказуемому)
Признаки деепричастияОт глагола Вид СовершенныйНесовершенныйПереходность ПереходныйНепереходныйВозвратность ВозвратныйНевозвратныйИмеет при себе зависимое слово – наречие или сущ. Что сделав?Что делая?Сочетается с сущ. Вин. п. без предлогаНе сочетается с таким сущ.Есть постфикс -ся- или -сь-Нет такого постфикса
Признаки деепричастияОт наречия Не изменяется ( не имеет окончания)Зависит от глагола ( вопрос к деепричастию можно задать только от глагола (сказуемого)В предложении - ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Образование деепричастий Несовершенного видаОснова глагола настоящего времени (что делает?)+Суффикс А (Я)Действие одновременное со сказуемымСовершенного видаОснова инфинитива сов. вида (что сделать?)+Суффикс В (ВШИ/ШИ)Действие предшествует сказуемому
Люблю грозу в начале мая.Когда весенний, первый гром,Как бы смеяся и играя, Грохочет в небе голубом…Ты скажешь, ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила.
Домашнее задание Упр. 576Упр. 586 (4 любых глагола)Упр. 587 (4 любых глагола)Морфологический разбор слова СГИБАЯ
Словосочетание, где главное слово – деепричастие –Деепричастный оборот (Д.о.)Весь оборот - ОБСТОЯТЕЛЬСТВОДеепричастный оборот и деепричастие выделяются запятыми (обособляются)В состав Д.о. могут входить и прилагательныеВ синтаксическом разборе предложение с деепричастием или Д.о. называется осложненным ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТЯТЕЛЬСТВАМИ
Домашнее задание Упр. 581+ синтаксический разбор 5-го пр-яУпр. 584 (3-4 предложения)
Задание 1 вариант: найти предложения с одиночным деепричастием, выделить буквы, которые их обозначают, поставить знаки препинания2 вариант: найти предложения с деепричастным оборотом, выделить буквы, которые их обозначают, поставить знаки препинания
А) Зима. Кр стьянин торжествуя На дровнях обн_вляет путь.Б) Его лоша_ка снег почуя Плетет_ся рысью (как) нибудь.В) На красных лапках гусь тяж_лый Задумав плыть по лону вод Скользит и пада_т на лед.Г) Мелька_т, в_ется первый снег Звездами падая на брег.Д) Все тихо. Свет_т ей луна. Обл_котясь Татьяна пиш_т.Е) Бегут меняясь наши дни.Ж) И если туча оросит Блуждая лист его др_мучий.
А) Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь.Б) Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь.В) На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Скользит и падает на лед.Г) Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.Д) Все тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет.Е) Бегут, меняясь, наши дни.Ж) И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий.
Задание: преобразовать предложения с однородными сказуемыми в предложения с Д.о. Пр_снулась рано и в окне увид_ла Татьяна поутру поб_левший двор.Бр_жу над оз_ром моим, пугаю стаю диких уток.На столе бл_стел медью и ш_пел вечерний с_мовар.Татьяна ст_яла перед окном и дышала на холодное ст_кло.
Мини-изложениеБратишка Стал пить ….переп_рхнув .....Пил…п_гляд_вая ……С_дел…..к_сясь …….Опускал клюв …..прыгая ……Звал…..погляд_вая …….К_снувшись …… п_рхнулПерелев….сел….Трепыхая ….. напился
Домашнее задание Упр. 594 – словарный диктантУпр. 584: составить со всеми Д.о. предложения