ДеепричастиеПовторениеРабота выполнена учителем ГБОУ «Гимназия 261» Санкт-ПетербургЗавьяловой Татьяной Васильевной
Подготовка к контрольной работеОбобщение и систематизация пройденного материалаЗакрепление материала на практике
я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. А. Грин
Образовано от глаголаЗависит от глагола-сказуемогоОтвечает на вопросы: как? каким образом? что делая? что сделав?Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемымОпознавательные морфемы:- а, - я, - в, - вши, - ши
Пока девочка не научилась твёрдо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам всё делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.
Пока девочка не научилась твёрдо ходить, вдова жила у матроса, но лишь только Ассоль перестала падать, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам всё делать для девочки, и зажил одинокой жизнью вдовца.
.Подумав он продолжал так.Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется рассекая волны прямо к тебе.Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу удивляясь и ахая.
Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письме
Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письмеТам, сея за кормой пену, двигались корабли, и, захлёбываясь волной, опускалисьво тьму пучин, где мелькают фосфорическиеглаза рыб.
Слушать затаив дыхание.Согласиться скрепя сердце.Смотреть разинув рот.
Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй всё ещё сидел молча в той же малоудобной позе.
О ней говорили посмеиваясь: - Она тронутая! - Она не в себе!.. Она привыкла и к этой боли.
Грэй договорился … о доставке, взяв на свой счёт издержки, уплатил по счету и ушел. Он пошел быстро и не оглядываясь. Дух немедленного действия овладел им.
Деепричастие подчиняется сказуемому и соотносится с подлежащимДействие основного глагола и действие деепричастия должно относиться к одному предмету, который обозначен подлежащимПример Рассматривая рисунок,1) создаётся впечатление, что птица живая.2) обратите внимание на штриховку.3) неожиданно погас свет.4) мне вспомнилось лето.
Пока «Секрет» шел руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу – он боялся мели.Не помня как, она поднялась по трапу…
Опознавательные морфемы деепричастия
Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?Назови признаки: вид, возвратность.Определи роль в предложении.ПримерВетер и волны, раскачивая, несли лодку в простор. Раскачивая – деепричастие, так как:1. Обозначает добавочное действие (что делая?).2. Признаки: несов. вида, невозврат., не изменяется.3. В предложении является обстоятельством образа действия (раскачивая несли).
Еще на повторение
Она шла чем далее, тем быстрее торопясь покинуть селение. За Каперной простирались луга; за лугами по склонам береговых холмов росли орешник, тополи и каштаны. Там, где дорога кончилась переходя в глухую тропу у ног Ассоль мягко завертелась пушистая чёрная собака с белой грудью и говорящим напряжением глаз. Собака узнав Ассоль повизгивая и жеманно виляя туловищем пошла рядом молча соглашаясь с девушкой в чем-то понятном, как «я» и «ты». Ассоль посматривая в её сообщительные глаза была твёрдо уверена, что собака могла бы заговорить, не будь у неё тайных причин молчать. Заметив улыбку спутницы собака весело сморщилась вильнула хвостом и ровно побежала вперёд…
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Рассекая – деепричастие, т.к. :Обозначает добавочное действие (что делая?)Признаки: несов. вида, невозвр., не изменяется.В предложении является обстоятельством образа действия (двинется рассекая).
… я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. А. Грин
Выпишите из любого художественного произведения по два примера, когда одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляется и не обособляетсяПодготовиться к контрольной работе
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 1999. – 266 с.: ил.Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс, I полугодие / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия)Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / под. ред. Н.М. Шанского. – Киев: Рад.шк., 1995. – 287 с.Грин А.С. Алые паруса: Феерия. – Одесса: Маяк, 1988. – 132 с. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 269 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Ссылки на картинки:Ссылки на картинки:http://www.gala.com.ua/images/catalog/show2.php?img=100141.jpg&width=308 http://www.trimag.ru/upload/6152e83a9e47d12d2100ffabf1580b8a.jpghttp://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/838000/837906-bdc8bfbf44f29195.jpghttp://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2010/09/small/217350_1.jpghttp://www.arttrans.com.ua/imageproduct/136/Aivazovsky__Ivan_Constantinovich_Storm_over_Yevpatoria_fine_art_print_b.jpghttp://www.kupyzavod.ru/image/aHR0cDovL2RyZWFtYm9va3MuY29tLnVhL3Bob3Rvcy9iaWdfMjI0NTAzMTkyLmpwZw==http://www.trimag.ru/upload/b84044fb9870a8dffc499e55294f6a68.jpg
Ссылки на картинки:Ссылки на картинки:http://soft-baza.ru/image.php?aHR0cDovL3d3dy50cmltYWcucnUvdXBsb2FkLzUwN2JiOTM4MGUyYjUwYWUzMTVkZDgzMmU3N2JiMjQ2LmpwZw==http://www.internationaltoys.com/pictures/117365_7.jpg http://www.trimag.ru/upload/38ce075e5eadf3d882900ba955f4b430.jpg http://www.trimag.ru/upload/f63fccb3065ad2ff02c5fc0e14cad338.jpghttp://chitbiblioteka.ru/grin/parysa.jpg http://www.gala.com.ua/images/catalog/show2.php?img=100141.jpg&width=308