СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИАвторЧерепанова Оксана Владимировнаучитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №15станица Старонижестеблиевская Краснодарский край
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати. 2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. 3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. 4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью.
Задание 2. Записать предложения и графически объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.) Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости .
Задание 3. Сопоставьте предложения, сделайте вывод.Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.2. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
3. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. -С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. -Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:
Задание . Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.
Домашнее задание.
Изображение совы http://domovouyasha.ru/wp-content/uploads/2013/03/jhd-211x300.jpg Изображение совы http://domovouyasha.ru/wp-content/uploads/2013/03/jhd-211x300.jpg Анимашка «Задумался» http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/554/90554256_4987267_vopros.gif Изображение «Домашнее задание» http://www.kptc.org/mathematic/img/visk_5.gif