ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСАМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(СамГУПС)Кафедра «Инженерная педагогика и культура речи» Мнемонические приёмы при изучении грамматики русского языка Швырина Галина Владимировна
РОБЕРТ СОЛСОХЕЛЕН ГЕЙВИН
Сфера когнитивной психологии
Мнемоприем и мышление мнемотехника позволяет повысить интерес к предмету, создавая ситуации эмоционального подъема, образно и ассоциативно воздействуя на память, доступно и просто включая элементы запоминания.
Мнемоприём в грамматике Изменения образа осуществляются с помощью различных мыслительных операций: соединения и видоизменения образов, искусственной и естественной ассоциаций, буквенно-звукового сходства, схематично-рисуночной мнемоники.
Педагогические технологии. Визуальные способы кодирования учебной информации
Соединение образов Шаталов опорные сигналы; Мнемоническая схема, прием, правило Главное в методе Шаталова — конспект. Конспект — результат огромной работы учителя. На страничке — короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить (скажем, энергия электрона), необходимые для рассказа рисунки, графики.
Буквенная алгоритмизация Ю.МеженкоЧто соединяет союз И ? Нужна ли перед ним запятая?1. Определяю, имеет данное предложение одну или две грамматические основы:
Ассоциативные схемы- рисунки Фроловой
Мнемоника словарных слов: слово связывается с другим, обыгрывается ассоциативная связь, Усиление связи: рифма, ритм, рисунок
Простые и парные ассоциации с одновременной рифмовкойНеалгоритмизуемые слова Чтоб склонения вы знали,Мы семью вам показали: Первые в семье, поверьте,ПапА, мамА, а не дети. А второе — это сын,Сын, да только не один,СуществО на пару с ним. Ну а третье — это дочь,Будешь помнить день и ночь
Буквенно – звуковая мнемоника мнемоприем из учебника под редакцией М.В.Панова глаголы одеть – надеть, «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду»
Мнеморифмовки В детской сказке колобок по траве катится могБез ботинок, без сапог, без носок и без чулок.Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
Схематично – рисуночная мнемоникапри изучении темы «При изучении темы «Гласные о и е послеи е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагается использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов
Компьютерные презентации
Культура речи Использование мнемонических приёмов
Способы индивидуальной стилистической обработки фразеологизмов:Каламбурное совмещение фразеологизма и свободного словосочетанияСтолкновение в тексте слова и фразеологического словосочетанияТакого стреляного воробья на мякине не проведешь (Е. Рябчиков)Нередко трон занимали цари без царя в голове. (Е. Рябчиков)
ПОДСКАЗКА! СОЮЗ И СОЕДИНЯЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (цветы и мороженое) – ЗАПЯТУЮ СТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ.ЦЕЛЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – СТАВЬ ЗАПЯТУЮ
Научная литература: Агафонов В. В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.: ил. - мягк. обл. Солсо Роберт. Когнитивная психология. Издательство - Питер. Год издания - 2002., часть III Мнемоника и образы Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения// Русский язык в школе.- 2000.- № 3.- С. 3-12 Хлынин А. А. Использование семантических образов на уроках русского языка // Вестник НЛП №4 Шаталов В. Ф., Эксперимент продолжается, Издательство "Педагогика", 1989