Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (макет)
Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования. В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным, креативным.
Возможны 2 стратегии 1. Реализуется в Стандарте общего образования 2004 года, который нацелен на:- формирование у учащихся ЗУНов;- на упрочение классно-урочной системы; - на консервацию существующего методического арсенала; - на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.
2. Реализуется в новом Стандарте общего образования, который нацелен на:формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; - на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников;на обогащение педагогического и управленческого арсенала;- на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования.
Требования к структуре Образовательной программы Образовательная программа ОУ представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:образовательные цели ОУ;основные и дополнительные образовательные программы на всех ступенях обучения;- Программу развития ОУ.
Образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать свои цели образования Цели ООП начального общего образования:создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой.
Цели ООП среднего (полного)общего образования: Выстраивание образовательного пространства через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника – получение школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать активную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться после школы.
Цели ООП основного общего образования: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования (смену форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе).
Образовательная программа должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образованияВиды деятельности младшего школьника:совместно распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);игровая;творческая;трудовая;спортивная.
Виды деятельности подростка:совместно распределенная учебная деятельность в личностно ориентированных формах;совместно распределенная проектная деятельность, ориентированная на социально значимый результат;исследовательская деятельность;деятельность управления системными объектами;творческая деятельность;спортивная деятельность.
Виды деятельности старших школьников:учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.д.);индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы;конструкторско-исследовательская деятельность;организационно-проектная социальная деятельность;деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы и т.д.).
Сроки освоения ООП по ступеням образования
Основные образовательные программы начальной школы реализуются через:обязательные учебные предметы;развивающие курсы и образовательные модули по выбору школы и семьи;внеурочная образовательная деятельность.
Основные образовательные программы основной школы реализуются через:обязательные учебные предметы;- образовательные области;систему развивающих курсов, образовательных модулей, тренингов по выбору школы и семьи;систему внеурочной образовательной деятельности;в 8-9 классах ведется специальная работа с тьютором по составлению портфолио, выбору будущего профиля обучения, разработки индивидуальной образовательной программы.
Основной образовательной программой старшей школы является индивидуальная образовательная программа учащегося, которая реализуется через:- набор обязательных учебных предметов;выбор образовательных областей;- профильные предметы и элективные курсы по выбору учащегося;- систему предпрофессиональных практик;систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося;систему внеучебной деятельности;систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
Основным механизмом реализации ООП является учебный план
Требования к результатам освоения ООП ориентированы на следующие аспекты:идентификация (определение) проблемы;целеполагание и планирование деятельности;применение технологий;планирование ресурсов;оценка деятельности;оценка результата (продукта деятельности);оценка собственного продвижения (рефлексия).
Требования к условиям реализации ООП Требования к технологиям в начальной школе:- технологии безотметочного обучения;деятельностные формы обучения, предполагающие развитие творческой и поисковой активности;организация учебного сотрудничества;игровые технологии.
Требования к технологиям в основной школе:увеличение удельного веса проектных, индивидуальных, групповых видов деятельности;модульное или концентрированное обучение;усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками и базами данных;социальная практика и социальное проектирование;дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека и т.д.);накопительная система оценивания (портфолио).
Требования к технологиям в старшей школе:дифференциация и индивидуализация учебного процесса внутри одного класса;технологии развития самостоятельной познавательной деятельности. Все используемые технологии должны иметь определенную преемственность с учетом основных целей каждой ступени образования.