Диагностика в начальных классах Кустова Ирина Лукинична учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон» г.Чайковский Пермский край
Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы: психологическую, педагогическую, дидактическую.Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагогов с целью выявления, анализа, оценивания и корректирования обучения. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.Диагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.Диагностика обученности – включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
Уровни сформированности компонентовучебной деятельности:учебно-познавательный интерес;целеполагание;учебные действия;действия контроля;действия оценки.
Предметная диагностикаРусский язык
Предметная диагностикаРусский язык
Предметная диагностикаРусский языкМожно у благополучного ученика увидеть такую таблицу:
Предметная диагностикаРусский языкРеестик:
Обложка тетради для списывания должна быть оформлена следующим образом:
Недоопределенные задачи по русскому языку.Пример 1. «Правописание ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах».УЛЫБАЕ[ЦА] ПРИ ВСТРЕЧАХУЛЫБА[ЦА] РЕБЕНКУУМЫВА[ЦА] ПОСЛЕ РАБОТЫУМЫВАЕ[ЦА] ХОЛОДНОЙ ВОДОЙВЕРНУ[ЦА] ………….(Придумать предложения).
Недоопределенные задачи по русскому языку.Пример 2.Построй звуковую схему слова, в котором три звука. Первый звук обозначен буквой «Л». Второй – гласный. Третий – согласный мягкий, звонкий.Ответ: ларь,лай и т.д.
Математика.Недоопределенные диагностические задачи.Пример 1. В воскресенье Андрей читал книгу. Утром он прочитал четыре страницы, а вечером еще пять. Сколько страниц было в книге?(Ответ имеет две гипотезы: если Андрей прочитал за день всю книгу, то в ней 9 страниц, если не всю, то в ней более 9 страниц.)- (Дети должны были задать вопросы учителю (уточнить): «Андрей всю книгу прочитал?»).
Недоопределенные диагностические задачи по математике.Пример 2. Первоклассникам для самостоятельной работы даны две задачи, внешне чрезвычайно похожие:А = Б А = БС < Б С < Д_____ ______А ? С А ? С
Недоопределенные диагностические задачи по математике.А = Б А = Б С < Б С < Д _____ ______ А > С А ? С Молодец!Другой ученик: А = Б А = Б С < Д или так: С < Д Б < C Д > Б_____ ______ (Ученик во время ра- боты подзоветА < С А > С и спросит: «Б больше Д или меньше» и доопределит задачу. Учитель может ликовать: в классе возник первый прецедент умения учиться!
Таблица умножения случаев: 1 х а, 2 х а, 3 х а, 4 х а, 5 х а.
Чтение.Пример 1. «Сравнение себя с собой».СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВИТИ
Дневник.САМОоценка и САМОдиагностика.«Я подвожу итоги моего первого школьного года» где:- Что я знаю и умею?- Что мне больше всего запомнилось? - Проблемы, с которыми я столкнулся (столкнулась).- Страница для моих заметокСтраница для учителя и психолога.Учителя-предметники о моих результатах.Страница для родителей.
СамодиагностикаСочинения :«Дважды и двое – это разные части речи», «Что я узнал о числе?», «Что такое род в русском языке?» и т.д.
Математика.Разноуровневые задачи.Пример. Математика. Задача.Из двух городов, расстояние между которыми 770 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда 50 км/ч, скорость второго – 60 км/ч. Через сколько часов поезда встретятся?Задание: составить обратную задачу к данной по выражению 770 : 7 – 50.
1 – й уровень.Рассмотри данное выражение. Оно показывает, что должно быть известно в задаче. Догадайся, каким будет ее вопрос.Для выполнения задания используй этот текст: «Из двух городов, расстояние между которыми … км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда … км/ч, скорость второго –…км/ч. Через сколько часов поезда встретятся?Представь нужные числа и запиши вопрос задачи.2 – й уровень.Для выполнения задания воспользуйся чертежом. Обозначь на нем то, что дано. Подумай, каким будет вопрос задачи, и укажи его на чертеже.3 – й уровень.Составленную тобой задачу изобрази с помощью чертежа.
Диагностика семьи и семейного воспитания.Тест Т.Лири.I тенденция – доминантность, властность, деспотичность – отражает лидерские данные, стремление к превосходству, независимости, а также говорит о способности брать на себя ответственность;II тенденция – уверенность в себе, самоуверенность, самовлюбленность – характеризует деловитость, независимость и самостоятельность в их крайнем проявлении, как эгоизма и черствости;III тенденция – требовательность, непримеримость, жесткость – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность и нетерпимость к ошибкам партнера; крайняя степень выраженности этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности;IV – тенденция – скептицизм, упрямство, негативизм – характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность;V – тенденция – уступчивость, кротость, пассивная подчиняемость – позволяет оценить критичность по отношению к себе, робость, скромность, стыдливость;VI – тенденция – доверчивость, послушность, зависимость – оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру;VII – тенденция – добросердечность, несамостоятельность, чрезмерный конформизм – характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность и демократизм;VIII – тенденция – отзывчивость, бескорыстие, жертвенность – отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о других, а также терпимость к недостаткам других, умение прощать.
Диагностика классного коллектива.Лещинский В.М., Кульневич С.В.«Психогеометрия»
Диагностика классного коллектива.«Психогеометрия» Лещинский В.М., Кульневич С.В.Квадрат – организованность, пунктуальность, соблюдение правил и инструкций, аккуратность. Терпимость, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий круг друзей, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, скромность, исполнительность.Треугольник – стремление к лидерству, установка на победу, решительность, склонность к риску, остроумие, энергичность, сила чувств, высокая работоспособность, узкий круг друзей, уверенность в себе, импульсивность.Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению, широкий круг друзей, склонность к общественной деятельности, сентиментальность, избегание конфликтов.Зигзаг – бунтарь, энтузиаст, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, непостоянство поведения, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, высокая творческая активность, жажда знаний, мечтательность, устремленность в будущее, отвращение к бумажной работе, небольшой круг друзей.Прямоугольник – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, импульсивность, забывчивость, доверчивость, резкие колебания настроения, позитивная установка к новому, избегание конфликтов, имитация поведения других людей, поиск самого себя.
Диагностика классного коллектива.«Психогеометрия» Лещинский В.М., Кульневич С.В.Ранжирование:1-я позиция – то, к чему стремится, чему отдает предпочтение.2-я позиция – то, что делает, что у него получается легко.3-я позиция – то, что управляет вниманием в определенный промежуток времени.4-я позиция – источник энергии, интересы, текущие проблемы.5-я позиция – то, что не замечает.
Литература1. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Макаревич Г.В., Попова О.В. Дневник для учащихся 1 класса. / Москва, 1996.2. Кустова И.Л. Математика. 1-4 классы. Обучение решению текстовых задач. / Волгоград: «Учитель», 2009.3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. / М: «Просвещение», 1993.4.Репкин Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Томск: «Пеленг», 1993.5. Романеева М.П., Суховерша Л.А., Цукерман Г.А. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. Пакет предметной диагностики по русскому языку. 2-3 класс. Выпуск 2-3. / М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.6. Рудякова О.Н. Семинары – практикумы для педагогов образовательных учреждений. / Волгоград: «Учитель», 2007.7. Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. / М: 2006.8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки? / Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1999.9. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
Спасибо завнимание.