С чем мы вступаем в этот учебный год?
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат?ФГОС 2009–2012 гг.«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату?
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье
Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось… Но нам после школы приходилось часто слышать: «Забудьте то, чему вас учили в школе!» «Школа учит не тому, что нужно в жизни!» В ответ мы говорили:В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!
Два пути современной школы: 1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения. Какой путь вам больше нравится?
Образовательная развивающая средаНаучная идея, цель (ЗАЧЕМ?)Помочь каждому стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком. Технологии работы (КАК?)Взаимодействие: ученик+педагог+родительучителей
1. О целиФункционально грамотная личностьИз программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
Общеучебные умения – самое главное, что остается после школыОрганизационные – умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные – умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выборКоммуникативные – умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьмиРасписаны для 1, 2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11 кл. + Диагностика
2. ЧЕМУ УЧИТЬ? ( о СОДЕРЖАНИИ)
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информацииЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.
Так учили нас«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки».Не требуется, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Так будут учиться наши детиЗадания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора.На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.Нужно учиться выбирать главное и интересное!
Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория
Так учили насВ учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Боязнь изложить свою точку зрения Так будут учиться наши детиЧасто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.
«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным.
3. КАК УЧИТЬ? (ТЕХНОЛОГИЯ)
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками.
Так учили нас1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).Ребёнок заучивает учебник и ищет готовые ответы! Так будут учиться наши дети1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме. Текст нужно понять и уметь использовать!
Технологии:от «ментора-наставника» к «партнеру»Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизацияТехнология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникацииТехнология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель: обучить самостоятельному решению проблем.Средство: открытие знаний вместе с детьми. Традиционный урок1. Проверка д/з учеников учителем.2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками.
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтенияЧитаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст)3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других
Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.)Цель – понимание текстов.Средство – три этапа работы с любым текстом. До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Работа с текстом на уроке русского языкаСтили речи. Учебно-научный стиль.Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трех целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь (П).В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П).2. Какие это 3 цели? Можем предположить, что такое стиль?Как вы понимаете значение этого слова?3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?
Технология оценивания учебных успехов (мини) Оценивание в жизниЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)КТО: Мы сами – по итогу деятельности Традиции оцениванияЧТО: Знания – отметкой (знак в некой системе)КТО: Учитель ТО учебных успеховЧТО: Решение задач – оценка + отметкаКТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге
Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников.Не судите об успехах ребенка по одним отметкам.Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)!Дети будут оценивать себя сами!Каждый может быть лучшим в чем-то своем! Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему.
САМООЦЕНКА«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Главное, чему я научился в 1-м классе
Образовательная развивающая среда как фактор успешности ученика: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности