Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования через государственные стандарты МОУ «Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Заместитель директора по УВР Шаймухаметова Алия Мухаметзяновна 2011
ОбразованиеВажнейшая социальная деятельность обществаСистемообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества
Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества Консолидация общества в условиях роста его разнообразияСоциальное выравнивание обществаФормирование российской гражданской идентичности личностиВзаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культурКонкурентоспособность личности, общества и государства
Основная цель российского образованияВоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Основы школьного стандартаобщественный договор –социальный запрос семьи, общества и государства
Фундаментальное ядро содержанияобщего образованияТребования стандартаКонцепция ДН развития и воспитанияСистема оценки: модель обеспечения качества образованияВовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельностьАдекватность процедур и механизмов особенностям подхода
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности.
Индивидуализация образования в школе осуществляется через:Организацию образовательного процесса: занятия по индивидуальному выбору;уроки;индивидуальный план (мастер-классы);интенсив (английский язык);индивидуальное обучение ;семинары; практикумы; лекции;консультации;экскурсии;тренинги.Вариативность содержания: базовый компонент;школьный компонент;Методы образовательного процесса: проблемно-поисковые;проблемные;экспериментальные;проектные;аналитические;самостоятельные;фронтальные. И т д
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯпонимается форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными.
Виды дифференциации: региональный - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);внутришкольный (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассная, или внутрипредметная (группы в составе класса).
Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:- вариативности учебных планов, содержания;- в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;- в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.
В работе с каждым возрастом мы расставляем приоритеты:1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков. 9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
Основа концепции Признание права старшего школьника на выбор собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования. Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника Организация профильной подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, дающих (старшеклассникам)детям осознать свои возможности, интересы, предпочтения и освоить посильные элементы профессиональной деятельности Осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаютсяСледует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника.Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20
Достоин-ства профиль-ной дифференциации: Развитие демократичного подхода к комплектации классов, при котором учитываются интересы и пожелания учащихся , Повышение заинтересованности в оптимизации всего учебного процесса как среди учителей и администрации, так и родителей и учеников. Создание предпосылок для профессионального самоопределения учащихся.. Изменение сознания педагогов, вызванное необходимостью командной работы, и проектированием разноуровнего содержания. Реальный рост показателей качества процесса обучения, особенно по профильным дисциплинам.
Оправдали себя следующие способы дифференциации:содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Участие в районных олимпиадах
Участие в интеллектуальном марафоне
Признаки, по которым дифференцируется массив учащихсяГотовность к формулированию запроса к образовательному учреждению Наличие намерений связать профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью Уровень сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в профильном обучении и после школьном образовании
Профиль обучения - Социально-гуманитарный На профильном уровне организовано обучение по предметам:Русский язык- 3 ч. в неделю;Литература - 4 ч. в неделю;История - 4 ч.в неделю.Право - 2 ч.в неделю.
Результаты ЕГЭ - 2010
Творческих Вам успехов!