История развития рекламы ЛекцияАвтор – СЕЛЕВИЧ Татьяна Семёновна, доцент кафедры маркетинга и антикризисного управления
ТЕМА 2. История возникновения и развития рекламы Зарождение рекламы в Древнем Мире2. Реклама в Средние века3. Западноевропейская и Американская реклама Нового времени4. Дореволюционная отечественная реклама5. Реклама Советского периода6. Реклама в современной России
1. Зарождение рекламы в Древнем Мире Протореклама – зачаточные формы рекламы, содержащие элементы стимулирования, убеждения (как правило, в устной форме).Реклама (франц. reclame , от лат. reclamare - выкрикивать) - разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо.
Древняя Греция Сохранилось несколько носителей рекламных сообщений на дощечках и плитах:«Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранялась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Эклиптоса».
Древний Египет В городе Мемфис был обнаружен один из наиболее древних образцов наружной рекламы - каменный столбик с высеченной надписью: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения».
Древнеримская империя В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает: "Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи". Другая надпись сообщала, что можно снять "виллу - хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к..."
Наиболее распространенные формы проторекламы: Устная глашатаи;народная молва;ярмарки.2. Зачатки фирменного стиля (клейма, названия лавок, знаковые и текстовые вывески);3. Письменная на каменных плитах (амбусы, альбумусы);на папирусах и пергаментах;графитти.
2. Реклама в Средние века Раннее Средневековье (с нашествия варваров в Римскую Империю, IV - V вв.);Классическое Средневековье (VI - XIII вв. - эпоха феодализма, период формирования цеховой организации промышленности); 3. Позднее Средневековье (XIV - XVIII вв., закончилось эпохой Великих Географических открытий).
Раннее средневековье: Гибель старой античной цивилизации;Становление раннегерманского феодализма;Натуральное хозяйство;Власть военной силы;Господство религиозной идеологии;Отсутствие торговли и конкуренции.Отсутствие рекламы.
Классическое средневековье: Натуральное хозяйство, развитие ремесел;Бурный рост городов в Западной Европе;Возникновение цеховых организаций.Развитие рекламы, в основном устной.Развитие и регламентация института глашатаев.
Позднее Средневековье: Распространяются летучие листки;Рукописные газеты;Продолжает развиваться фирменный стиль у цеховиков (знак, клеймо, герб, знамя);На ярмарках продавались предметы роскоши, повседневные товары производились внутри феодального хозяйства.Знаковые и текстовые вывески => фирменные названия.
Главное достижение Позднего Средневековья – 1450 г.изобретение в Германии Иоганом Гутенбергом печатного станка.Началось развитие книгопечатания и печатной рекламы (каталоги, плакаты, листовки).
3. Западноевропейская и Американская реклама Нового времени (эпоха Ренессанса и просвещения)С начала XVIII века началось бурное развитие печатных СМИ;Выпуск газет в Германии, Голландии, Англии, Франции, Америке;Возникают первые специализированные рекламные издания.
XIX век – резкое повышение грамотности населения,Совершенствование типографического оборудования, снижение себестоимости газет, увеличение их тиражности =>Повсеместное распространение газет.Появление технологии фотоцинкографии (иллюстрации и фотографии в журналах).
Появление рекламных агентств (Первое в мире агенство – бюро Артура Горжа и Уолтера Кона в Лондоне, 1811 г.)В конце XIX в. В Европе и США появляются агенства с полным циклом услуг. Началось проведение первых рекламных кАмпаний.Развитие наружной рекламы (вывески, афишные тумбы, витринные выкладки товара, стеклянные плакаты с подсветкой).
В 1904 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер сняли первый в мире рекламный ролик (посвященный шампанскому вину).Зарождение PR в форме паблисити («скрытая» реклама от имени журналиста);Купцы преобразовались в коммивояжеров (прямой маркетинг);Ярмарки из торжищ превратились в выставки, привлекая огромное количество посетителей.
Появление крупных производителей, действующих и поныне (Coca-cola, P&G, Gillet и т.д.);Первые законы, регулирующие рекламную деятельность и ограничивающие недобросовестную рекламу).В конце XIX в. - первые общественные организации рекламистов, формируются этические нормы рекламы.В нач. XX в. в Американских университетах рекламную деятельность стали преподавать как научную дисциплину.
4. Дореволюционная отечественная реклама во времена Киевской Руси (X-XI вв.) купцы пользовались услугами глашатаев;XVIII в. распространилось книгопечатание (И. Федоров);Мелкие странствующие торговцы (офени, коробейники);Лубки (народные картинки);
Вот так квас - В самый раз! Баварский со льдом - Даром не берем! Пробки рвет! Дым идет! В носи шибает! В рот икает!
XVIII в. – печатне плакат, календари, листовки, прейскуранты.Ярмарки, с XIX в. – вставки;1878 г. В России организовано первое рекламное агентство Метцля.
5. Реклама Советского периода 20 ноября 1917 г. Декрет «О введении гос. монополии на объявления»;Имущество всех рекламных агенств конфисковалось;Рекламы, кроме политической, не существовало;
Во время НЭПа возрождение элементов торговой рекламы, в производстве которой участвовали известные художники, поэты (Маяковский, Моор, Родченко)
Тому не страшен / мороз зловещий, Кто в ГУМе / купит / тёплые вещи. Или: Беги со всех ног Покупать / «Огонёк». Или:Лучше сосок / не было и нет,Готов сосать / до старости лет!(Реклама «Резиностреста»)
Реклама стала достаточно распространенным делом в прессе, на улицах (в основном в виде пропагандистских призывов)
«Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1000 трамваев, , 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц.С 1970-х гг. начался выпуск специализированных журналов «Реклама» и «Коммерческий вестник».Существенные изменения в рекламной отрасли связаны с началом перестройки.
6. Реклама в современной России Доверие к рекламе подорвано в результате серии скандалов на финансовых рынках (жертвами мошенников стали более миллиона человек, потерявших в сумме более 5 млрд. долларов).Несовершенство Российского законодательства в области налогов и рекламы.Лидирующее место на российском рынке в 1990-х гг. занимали зарубежные рекламные агентства.
Сейчас по-прежнему наибольший объем финансов вкладывается со стороны зарубежных рекламодателей.Рынок рекламы оценивается как быстрорастущий и очень перспективный, происходит совершенствование технологий и рост профессионализма кадров.