Традиционное обучение. Традиционное обучение. Феноменологический подход. Интерактивные подходы. Педагогика сотрудничества. Развивающее обучение. Игровое обучение. Проблемное обучение. Эвристическое обучение. Программированное обучение.
Активное обучение. Активное обучение. Дидактическая эвристика. Частнопредметные технологии обучения. Авторские педагогические технологии. Эмоционально-смысловой подход. Компьютерные технологии обучения. Разноуровневое обучение. Метод проектов. Учение через обучение. Конструктивное обучение. (конструктивистское обучение)
5.Эвристи ческое обуче ние 5.Эвристи ческое обуче ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). Под эвристическим обучением понимают: форму обучения, например, эвристическую беседу; метод обучения, например, метод мозгового штурма; технологию творческого развития учащихся.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.
6.Программированное обучение 6.Программированное обучение (Б. Ф. Скиннер) В целом программированное обучение -попытка формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. Этот подход не оправдал себя. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
7.Активное обучение 7.Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования.
8.Разноуровневое обучение 8.Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
9.Ме тод прое ктов 9.Ме тод прое ктов -это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
10.Учение через обучение 10.Учение через обучение — метод обучения, при котором учащиеся или студенты сами — с помощью учителя — готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. У некоторых учителей учащиеся проводят все уроки, начиная с первого в течение всего учебного года.
11.Конструктивисткая технология. 11.Конструктивисткая технология. Нооге н — это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.). .
Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум». Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ. Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум». Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ.
Классификация педтехнологий по Селевко Классификация педтехнологий по Селевко 1.На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 1.Игровые технологии 2. Проблемное обучение 3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) 4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) 5. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6. Технологии уровневой дифференциации 6. Технологии уровневой дифференциации 7. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). 8. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). 9. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) 10. Технология программированного обучения 11. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) 12. Групповые технологии. 13. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
2.На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. 2.На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. 1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). 2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). 3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
3.Частнопредметные педагогические технологии. 3.Частнопредметные педагогические технологии. 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев). 2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев). 3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). 4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) 5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев). 4. Альтернативные технологии. 1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
2. Технология свободного труда (С.Френе) 2. Технология свободного труда (С.Френе) 3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). 4. Технология мастерских. 5. Природосообразные технологии. 1. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). 2. Технология саморазвития (М. Монтессори)
6. Технологии развивающего обучения. 6. Технологии развивающего обучения. 1. Общие основы технологий развивающего обучения. 2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). 5. ЛОО (И.С.Якиманская). 6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа. Самая важная педагогическая технология – технология обучения успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности.