Технология проектного обучения Методический семинар
Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед Френсис Бэкон Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение. Ли Цзи
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед" По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. 6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Этапы работы: Подготовительный Планирования Разработка проекта Оформление результатов Презентация Оценивание
1. Подготовительный
2. Планирование
3. Разработка проекта
4. Оформление результатов
5. Презентация
6. Оценивание
Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
Правила успешной проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий учащихся в проекте 1. Выбор темы проекта (исследования). 2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы. 3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы. 4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага. 5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). 6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат). 7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой). 8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. 9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Критерии оценивания работ учащихся 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра боты над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне ния отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации; 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией; 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
виды проектов: - по ведущему методу или виду деятельности обучающихся; - по предметно - содержательной деятельности; - по характеру координации проекта; - по количеству участников проекта.
проекты по ведущему методу или виду деятельности Исследовательский Творческий Информационный Практико-ориентированный Игровой
Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта: с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий); 2) личностный, парный, групповой.
Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта
перечень возможных «продуктов» проектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Электронная газета; Электронный журнал; Законопроект; Карта; Коллекция; Дизайн - макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Рекламный проспект; Серия иллюстраций; Сказка; Справочник; Словарь; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Виртуальная экскурсия; Сборник сочинений; Дневник путешествий; Главы из несуществующего учебника Что еще?
Оформление проектной папки – портфолио Паспорт проекта Планы выполнений проекта и отдельных его этапов/ недельные, помесячные планы, где указываются индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа. Промежуточные отчеты группы Вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet Анализ результатов исследований Записи всех идей, гипотез и решений Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях и т.п. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться. И способов их решения Эскизы, чертежи, наброски продукта Материалы к презентации/ сценарий/ Другие рабочие материалы и черновики группы.
Итак, Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она: Личностно ориентирована; Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.