Технологияпроблемногообучения. Работу выполнила учитель начальных классовВалышева Валерия Олеговна.
цель ФОРМИРОВАТЬЗНАНИЯ и познавательную самодеятельностьРАЗВИВАТЬИНТЕЛЛЕКТИТВОРЧЕСКИЕСПОСОБНОСТИвоспитыватьАКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ
средства
Окружающий мир 2 класс УМК «Школа 2100»
УМК « Школа XXI века »русский язык 3 класс
УМК « Гармония»математика 4 класс
Структура проблемного урока 1 вариант1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ3. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЙДЕННОГО ПРИНЦИПА5. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ (по М.И. Махмутову) 2 ВАРИАНТ1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)2. ПОИСК РЕШЕНИЯ (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки)3. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ОТКРЫТЫХ» ЗНАНИЙ (по Е.Л. Мельниковой)
Особенности проблемного урока.
Алгоритм подготовки урока с единичным знанием. 0. Тема, знание(и его тип).1. Постановка проблемы: - побуждающий диалог - подводящий диалог - сообщение темы с мотивирующим приёмом 2. Поиск решения: если проблема есть - побуждающий диалог - подводящий диалог если проблемы нет: - подводящий без проблемы диалог3. Продуктивные задания.
Приемы создания проблемной ситуации
Как искать решение учебной проблемы. Подвести учеников к выдвижению и проверкесвоих гипотезПодвести учеников к новому знанию
Продуктивные задания
Проблемный урок илиКак открывать знания с учениками
Угадайте: какой урок проблемный, какой – традиционный? Урок1. УчительНа доске запись: 2+5x3=17 2+5x3-21-Вижу, вы удивлены.Почему?-Значит, над каким вопросом подумаем?-Давайте рассуждать. Если отличаются правые части…-Чем отличаются левые части? Какие есть идеи?-Какой порядок действий в 1 примере?-Во 2?-В каком примере мы действовали по правилу?-А во 2 примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым?-Молодцы! Есть такой знак! Он называется «скобки». Так что же он обозначает?-Это определение дома выучите наизусть, а кто хочет – пусть напишет стишок про скобки.УченикиРеакция удивления- Примеры одинаковые, а ответы разные!-Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?-То отличаются и левые.-Левые части отличаются порядком действий.-Сначала умножение, потом сложение.-Сложение, потом умножение.-В1.-Надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение.-Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.
Урок 2. Учитель: -Дети! У нас сегодня новая тема « Скобки». Вот это(показывает)скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример: (2+5)X3.Сначала надо выполнить сложение, потому, что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома выучите правило про скобки наизусть.
Урок физики по теме «Поверхностное натяжение жидкости» - Учитель- Что будет с иголкой, если опустить её в воду?( Вопрос на ошибку)- Опускаю иголку в воду. Что наблюдаете? ( предъявление научного факта)- Итак, что вы думали сначала, и что оказалось на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия)- Значит какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)- Ученик- Конечно, она утонет! (ошибка , обнажающая житейское представление о том, что все металлическое должно тонуть)Иголка не тонет! Она плавает на поверхности! Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)Мы думали, что иголка утонет, а она лежит на поверхности воды. (осознание противоречия)- Почему иголка не тонет? ( учебная проблема как вопрос)
Пример: фрагмент урока русского языка «Правописание суффиксов –чик- и –щик-»
Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Е. Л. Мельникова, кандидат психологических наук, доцент
«Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!» Учитель.