Технология проблемного обучения на уроках русского языка Маслова Татьяна ВикторовнаМАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области
Как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений?
Кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания»
ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
Структура проблемного урока.
Технология проблемного диалогаЦель: обучить самостоятельному решению проблем. Традиционный урокПроверка д/з учеников учителем2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителеми формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками.
Приёмы создания проблемной ситуации
Приёмы создания проблемной ситуации
Виды диалогов: Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление.+ Максимально близок к жизненным ситуациям.- Ученики могут увести в сторону от темы.- Невозможно рассчитать время на уроке.Подводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем+ Развивает логическое мышление.+ Просчитывается по времени.+ Ведет к нужному результату коротким путем.- В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Этап постановки учебной проблемы Например, болеть душ…й, болеть сердц…м. Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? Ученики: В окончаниях существительных.Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?Ученики: За шипящими и цУчитель: А какая это может быть гласная?Ученики: о или е Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц
Этап поиска решения Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?Выделите окончание, поставьте ударение. Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е
Этап выражения решения
Этап реализации продукта закрепляются новые знания с использованием различных методов, форм и средств обучения.
«творческое усвоение знаний» Спросил Открыл Создал
Школьники: «Уроки по технологии проблемного обучения- это уроки жизни. Они намного интереснее, чем те, когда учитель просто пишет на доске, а мы зазубриваем правила. На уроках проблемно- диалогических в нас просыпается настоящий азарт. Мы сами находим решение, понимаем его. Это легче» «Вы нас научили добиваться цели, слушать друг друга, слышать друг друга. А это очень важно в современном мире»
Какие результаты приносит технология? «Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением» «На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» «Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок»
На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, ученик учится: Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.Добывать, преобразовывать и представлять информацию.Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать это самому. Это будет моим на всю жизнь.
Спасибо за внимание!