Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения
«Тьютор» происходит от англ. «tutor» - учитель, преподаватель, репетитор, наставник. Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксвордском, а чуть позже в Кембриждском университетах Великобритании ещё в 12 веке с целью противопоставить узконаправленному процессу обучения студента по определённому предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы
Две составляющие социального запроса Первая – традиционная для отечественного образования «единое для всех» содержание образования.Вторая – индивидуальная, персонифицированная.
Ориентация на качественную подготовку в вуз, дифференцированное отношение к школьным предметам, - делают для каждого из них формирование своей индивидуальной образовательной траектории, особо значимым процессом.
Необходимо индивидуальное сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, продолжая осуществлять своё самоопределение, завершает свой возрастной кризис и одновременно с этим преобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации дальнейших жизненных планов.
Важнейшей задачей современного общего образования является создание условий для становления и развития индивидуальных образовательных и культурных потребностей.
Тьютор способен оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей.Старшеклассник объективно заинтересован в наличии педагога, выступающего в роли сопровождающего и наставника.
Профилизация старшей школы поставила задачу переосмысления имеющегося отечественного тьюторского опыта, его адаптации для массовой школы, а также критического заимствования опыта зарубежных образовательных учреждений, включая школы, исповедующие альтернативные педагогические подходы.
В отечественном образовании существует и развивается практика, имеющая определённое сходство с тьюторской Практика реализации программ развивающего обучения.Система профориентационной и профконсультационной помощи старшеклассникам.Система оказания видов психологической поддержки и помощи
Тьютор выполняет совершенно самостоятельные функции в учебном процессе, как и тьюторское, в отличии от психологического или педагогического сопровождения, также отличается своей особой спецификой и своими задачами
Тьютор в большей степени организатор, консультант, наставник. Тьютор решает круг задач, связанных с выстраиванием совместно с учащимся его индивидуальной образовательной траектории, с его самоопределением в окружающем образовательном пространстве.
Деятельность тьютора направлена на понимание старшеклассником возможностей использования собственных ресурсов школы и других образовательных учреждений для достижения его образовательных целей.
Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития.
Педагог-тьютор способствует: Определению старшеклассником индивидуальных образовательных целейОвладению самостоятельной образовательной деятельностьюОвладению культурными средствами самообразования, его институциональными формами
Система сопровождения тьютором движения учащегося по своей индивидуальной траектории предполагает организацию условий для рефлексии точек самоопределения.К таким условиям можно отнести рефлексивные возможности образовательного процесса, используемые тьютором в своей деятельности.
Основные компетентности, обеспечивающие успешность обучающегося: Готовность к решению проблемГотовность к самообразованиюГотовность к использованию информационных ресурсовГотовность к социальному взаимодействиюКоммуникативная компетентность
Общие функции тьюторского сопровождения : ДиагностическаяПроектировочнаяРеализационнаяАналитическая
Структура и технологии деятельности тьютора Задача тьютора состоит в оказании помощи девятиклассникам в принятии решения о выборе направления последующего обучения.
С помощью педагога-тьютора профильного и профессионального самоопределения осуществляется: Выявление и формирование запроса девятиклассникаВыявление индивидуальных проблемОбучение способам принятия решенийАнализ возможных ограничителей выбора профиляСодействие в определении необходимых «проб выбора»Оценка готовности к принятию решенияОрганизация рефлексииПредоставление информации и рекомендаций
В 10-11 классах тьютор: Оказывает помощь в решении проблем самоопределенияПредоставляет информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУПОказывает помощь в разработке ИУПОбеспечивает поддержку учащихсяОрганизует рефлексиюАнализирует результаты принятых им решенийОбучает методам планирования карьерыПомогает сделать выбор направления после школы
Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих.Тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью: проектной технологии,технологии работы с «портфолио»,технологии консультирования,тренинговой технологии,технологии профильных и профессиональных проб,активизирующей методики,информационных технологий
Организационные формы реализации тьюторских технологий
Специализация тьюторов Тьютор по оказанию индивидуальной психологической помощиТьютор по работе с сетевыми информационными ресурсамиТьютор дистанционного обученияТьютор по проведению когнитивно-поведенческих и социально-психологических тренингов