Тема: "Использование технологии проблемного обучения в процессе преподавания географии"
Актуальность проблемы: Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было доказано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения. Отсюда всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать интерес к ещё не решенным задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решить
Идея: Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
Противоречия в проблеме: Изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения Переосмысление учителем целей и задач урока с позиций ученика. Несоответствие традиционных методов обучения современным требованиям , предъявляемым к качеству образования.
Объект исследования: Технология проблемного обучения в процессе преподавания географии Предмет исследования: Самостоятельная творческая активность учащихся
Цель исследования: Выявить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения географии.
1.Изучение теоретических основ технологии проблемного обучения. 2.Использование технологии проблемного обучения на практике 3. Изучение результативности применения технологии
Методы исследования: 1. Теоретические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования 2. Психолого – педагогические методы: изучение результативности применения данной технологии на основе анализа ученических работ (самостоятельных, практических, творческих, исследовательских).
Гипотеза: Предполагаю, что применение технологии проблемного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной творческой активности учащихся на уроках географии.
Исследовательская база: МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1 имени Гласко В.Р»
Основные понятия проблемного обучения Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта Проблемная Проблема – это ситуация-это тот элемент состояние проблемной интеллектуального ситуации, который затруднения вызвал затруднение
Формы выражения проблемы Проблемный вопрос Проблемное задание Проблемная задача
Этапы решения проблемы
Содержание опыта творческой деятельности его основные черты 1.Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию 2.Видение новой проблемы в знакомой ситуации 3.Самостоятельное комбинирование известного способа деятельности в новый 4. Построение принципиально нового способа решения
Уровни усвоения опыта творческой деятельности 1.Показ образцов научного решения проблемы в ходе проблемного изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения с помощью частично – поискового метода 2. Решение учащимися проблемных задач в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. 3.Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, Обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы