Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой родины. Гаврилова И.В.,замдиректора по воспитательной работе,МОУ «Алексейковская СОШ»
Нужна ли система работы по патриотическому воспитанию? Результаты опроса школьников : большинство россиян поддерживают либеральные ценности . Основная масса учащихся 5-11 классов указывают на главную жизненную проблему – потребность в деньгах. Если раньше ученики говорили о нравственно-идейных проблемах и стремились «Стать нужными обществу», преданными Родине, приносить пользу окружающим, хотели, чтоб на Земле был мир, то в настоящее время данные вопросы поднимают редко учащиеся 5-7 классов и почти не затрагивают учащиеся 8-11 классов.
Вопросы анкеты: «Люди в нашем посёлке делятся на…» (Богатых и бедных, на трудяг и лодырей, на русских и нерусских, на тех, кто работает и не работает).«Идеальная профессия должна давать возможность…» (84% ответили «хорошо зарабатывать» и «хорошо жить», и уже на 2-3 месте были ответы «чтобы профессия нравилась и приносила пользу другим людям» – 16%).«Чтобы сегодня поступить на хорошую работу , надо…» (61% ответили «хорошо учиться, 23% - иметь хорошие связи и знакомства».)«Чтобы понравиться другому человеку, нужно…» (65% ответили «быть самим собой»)«Сегодня отношения между людьми …» (только у 19% - хорошие, 41%- ужасные, примерно 50% - «хочешь жить – умей вертеться». )ИТОГ – нет гражданской позиции.
Кто такой патриот? Впервые слово ПАТРИОТ стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так : «Любитель Отечества, ревнитель о благе его.»Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение : «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование : « Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине».
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - В.Г.Белинский. Академик Д.С. Лихачёв писал : «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт . С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а , созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»
Цели и задачи патриотического воспитания Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.1.1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций.1.2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Тверской области.1.3. Осознание молодёжью своей причастности к истории России.1.4. Организация шефской помощи по благоустройству территории у памятника погибшим воинам (с.Сорогожское), памятника Д.Ильину (д.Застижье).
«В ком нет любви к краю родному, те сердцем нищие калеки». Т.Шевченко.Содержание программы: 1-4 классы – наша малая Родина, любовь к родному краю. (Формирование доброго отношения к сверстникам, родителям, любовь к природе, животным).5-8 классы – изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора. Любовь к России. (Формирование законопослушного гражданина. Сострадание и милосердие, активное участие и сострадание в беде товарищей, радость за успехи своих друзей).9-11 классы – Активная гражданская позиция. (Великое могущество совести . Социальная ценность – идея справедливости и гуманизма. Любовь к людям – высшая ценность жизни).
Образовательная деятельность : Организация уроков по предметам на историко-культурном и краеведческом материале;Организация уроков мужества;Организация заочных обзорных и тематических экскурсий по местам боевой славы, местам, связанных с именами знаменитых людей;Разработка социально значимых проектов;Организация интерактивных музейных часов ( «Аз да буки к мудрости ступеньки», «Моё родное Замоложье», «Герой Чесменской битвы Д. Ильин» ).Организация литературно-музыкальных композиций по истории школы, края, памятным датам;Проведение конкурсов поисково-исследовательских работ патриотической направленности;Проведение викторин, творческих конкурсов патриотического плана.
Поисковая деятельность : Составление карты – путеводителя по местам боевой славы, местам, связанным с именами знаменитых земляков, героев.Создание иллюстрированных каталогов «Образ Александра Невского в литературе и изобразительном искусстве».Встречи с ветеранами и участниками войн, с известными краеведами, журналистами, с выпускниками школы.Традиционные юбилеи школы.Поисковые экспедиции «Местный фольклор и диалекты», «История Чесменской битвы», «Трудовые будни наших земляков в годы ВОВ» и т.д.Акция «Завтра была Победа» (сбор фотографий, открыток, писем, других документов, рассказывающих о быте простых людей до , во время и после войны (с 1939 по 1950 годы).Туристические походы по родному краю.Переписка с работниками архивов, краеведческих музеев , с военнослужащими , с деятелями культуры и пр.
Культурно-досуговая деятельность: Организация уголка боевой и трудовой славы ;Организация выставки семейных реликвий;Организация фотоконкурсов о родном крае;Конкурс патриотической песни среди учащихся;Смотр строя и песни среди учащихся;Конкурс рисунков, посвящённых 240-летию Победы в Чесменском сражении;Тематические вечера, посвящённые народным и государственным праздникам ;Просмотр кино- и видеофильмов патриотической тематики с последующим обсуждением;Участие в творческих конкурсах патриотической направленности.
Общественно полезная трудовая деятельность: Трудовые десанты к ветеранам войны и труда;Уход за памятниками воинам, погибшим на Великой Отечественной войне.Благоустройство памятника герою Чесменской битвы Д.Ильину.Реализация социально значимых проектов: «Зелёный наряд школы»,Благоустройство территории населённых пунктов.Изготовление сувениров для ветеранов, пожилых людей, учителей-пенсионеров.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: Занятия в секциях физической культуры и спортивных кружках;Соревнования на кубок Д.Ильина;Велопробег к памятнику павшим воинам в д. Струбно;Участие в военно-патриотических играх;Легкоатлетическая эстафета , приуроченная к памятным датам
Информационно-коммуникационная деятельность: Переписка и встречи с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти;Освещение деятельности МОУ в СМИ;Шефство над ДИПИ в с. Алексейково;Сотрудничество с социальными партнёрами в целях более эффективного решения задач по патриотическому воспитанию. Создание тематических альбомов и web-страниц «Учителями славится школа, ученики приносят славу ей»;
Организационно-методическая деятельность: Продвижение практического опыта, наработанного школой по патриотическому воспитанию : публикации, участие в семинарах по обмену опытом и пр.Проведение консультаций по проблемам патриотического воспитания школьников и молодёжи;Разработка образовательных программ по патриотическому воспитанию.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: Моя родословная.Генеалогическое древо моей семьи.Все профессии важны, все профессии нужны».«Прекрасное рядом».«Я гражданин России».«Здоровый образ жизни».«Школа, в которой я хотел бы учиться».«Традиции и обычаи русской семьи»«Ты и твоё имя».«Как улучшить экологию села».«Красная Книга Замоложья».«Народные промыслы Замоложья»«Наши земляки. Люди. События. Факты». Районная научно-практическая конференция старшеклассников.
Виды проектов: Практикоориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта, возможно использование проекта в своей жизни, жизни класса, школы, города, государства).Исследовательский (актуальная тема , задачи исследования, выдвижение гипотезы, с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов».Информационный (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории).Творческий ( максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, спортивные игры, видеофильмы, театрализация )Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.Персональные и групповые.
Формы деятельности в проектах: Самостоятельная работа с книгой;Экскурсия;Исследование;Фото- и видеозарисовки;Интервьюирование;Наблюдение;Презентация;Публичное выступление.Подведение итогов проводится каждую четверть и в конце года.
Современный российский исследователь проблем молодёжи С.П.Иваненков : «Молодёжь – это не просто будущее, это особым образом организованное и представленное будущее. Специфичность в том, что оно активно проявляет себя уже в настоящем. И молодым поколением необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы «молодой дикарь не уничтожил цивилизацию сегодня».
Постановление : Использовать патриотическое воспитание как средство развития личности, её нравственного, познавательного и творческого потенциала. Организовать патриотическую работу по всем разделам : образовательная, поисковая, культурно-досуговая, общественно полезная трудовая, физкультурно-оздоровительная, информационно-коммуникационная, организационно-методическая деятельность.Классным руководителям обеспечить участие школьников во всех мероприятиях в рамках празднования 65-летия Победы, утверждённых РОО.Использовать уроки краеведения и православной культуры как средство патриотического воспитания.Формировать у учащихся уважение к историко-культурным традициям родины.Организовать проектную деятельность учащихся в плане патриотического воспитания.