Воспитание и обучение – творчество взрослых, в основе которой лежит наука - возрастная и детская психология. «Программа деятельности педагогического коллектива в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися» Булатова Л.П. – директор школы
Цель педагогического совета Выработать программу деятельности школы по организации образовательного процесса со слабоуспевающими учащимися
Задачи педагогического коллектива Обеспечение выполнения Закона об образовании РФ.Повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом.Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.Повышение ответственности родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
Направления деятельности педагогического коллектива Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся, подготовку выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
Характерные признаки неуспеваемости учащихся Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют характеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;Наличие пробелов в навыках учебно – познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков;Недостаточный уровень развития и воспитания личных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.
Пути преодоления неуспеваемости
ПРОГРАММА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Памятка деятельности учителя в работе со слабоуспевающими учащимся и его родителями Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.При выполнении отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе
Памятка деятельности классного руководителя Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование) В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.В случае отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.
Памятка деятельности родителей Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУРодители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам . Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУВ случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Дальнейшие меры по преодолению неуспеваемости Учителям-предметникам :На основании результатов контрольно-диагностических работ выявить в каждом классе неуспевающих и слабоуспевающих.Установить причину неуспеваемости.Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам.Для каждого ученика составить мониторинговую карту.С помощью педагога-психолога подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов в и задания для самостоятельной работы на летний период.До 15.05.09 года составить график индивидуально-групповой работы со слабоуспевающими в летний период.При составлении календарно-тематического планирования показать дифференцированный подход.Подготовить для вышеназванной категории детей средства обучения, направленные на лучшее восприятие знаний (карточки-сигналы, алгоритмы, ребусы и т.д.)
Классным руководителям: Составить сводный график индивидуально-групповых занятий со слабоуспевающими по учебным предметам.До 20.05.09 года под роспись ознакомить учащихся и их родителей с графиком индивидуально-групповой работы и рекомендациями по устранению пробелов в знаниях.Осуществлять контроль за посещением учащимися индивидуально-групповых занятий.В случае необходимости организовать консультации психолога для родителей и учащихся.
Педагогу-психологу Оказать содействие учителям-предметникам при диагностировании неуспеваемости и составлении методических рекомендаций для учащихся и их родителей.Составить график консультаций для слабоуспевающих, неуспевающих учащихся и их родителей.Провести со слабоуспевающими выпускниками индивидуальную работу, направленную на психологическую подготовку к ЕГЭ.Разработать рекомендации для учителя по работе со слабоуспевающими и неуспевающими.
Руководителям ШМО На заседаниях ШМО в текущем учебном году рассмотреть вопросы:1) «Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими»;2) «Применение ИКТ в работе со слабоуспевающими и неуспевающими»;3) «Дифференцированный подход в обучении предмета» и т.д.2. Разработать единую форму мониторинговой карты с учётом особенностей предмета.Разработать единые рекомендации учителю-предметнику по работе со слабоуспевающими по каждому предмету.Организовать обобщение положительного опыта учителей в работе со слабоуспевающими.
Заместителям директора До 25.05.09 года проконтролировать исполнение членами педагогического коллектива вышеназванных мер (Т.А.Донцовой., М.С. Карпенко, Г.И. Абдуллаевой, В.В. Кискиной). Результаты контроля оформить в виде аналитической справки и приказа по школе, а также представить на заседании педагогического совета в мае.Карпенко М.С. при планировании работы школы в летний период в программу включить деятельность летней школы «Альтернатива» .Т.А. Донцовой в следующем учебном году организовать по запросам родителей платные образовательные услуги для работы со слабоуспевающими и неуспевающими.При планировании методической и учебно-воспитательной работы на 2009-10 учебный год акцентировать внимание на вопросах качества преподавания учебных дисциплин, работе со слабоуспевающими и их родителями, качестве работы учителя по подготовке к ЕГЭ (Т.А.Донцовой., М.С. Карпенко, Г.И. Абдуллаевой, В.В. Кискиной).