«Трудные» дети – как социально-педагогическая проблема» Семинар для классных руководителейМОУ «Парбигская СОШ»Ответственный: педагог-психологСмирнова Т.С.
«Трудные» дети Дети совершающие поступки, отклоняющиеся от общепринятых норм. Таких ребят относят к категории «трудновоспитуемых» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Причины отклоняющегося поведения: проблемная семья: нарушение взаимной привязанности родителей и детей, педагогическая и психологическая некомпетентность родителей, алкоголизм и пр.;акцентуации характера;формирование устойчивых негативных качеств личности ребенка;ухудшение его положения в группе сверстников.
Внешние проявления АгрессияГиперактивностьСтрахиНеуспеваемость и пропуски занятий в школеИзоляция в классеВоровствоУход из дома
Агрессивный ребенок. Это свойство личности. Агрессивные люди характеризуются напористостью, склонностью к соперничеству, желанием превзойти других, нетерпением, высоким уровнем враждебности.ПричиныСоматические заболеванияЗаболевания головного мозгаСцены насилияИгнорирование личности ребенка учителем и родителемОгромная роль – воспитание в семье
Гиперактивный ребенок Проявления гиперактивности : невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активностьПричиныГенетические факторыОсобенности строения и функционирование головного мозгаРодовые травмыИнфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни
Школьная неуспеваемостьПричиныНе сформирована мотивация к учениюНе владеет способами и приёмами учебной деятельностиНе сформированы психические процессы, в первую очередь-мышлениеАвторитарный стиль родительского воспитания или обучения в школе ( панически боятся сделать ошибку)
ВоровствоПричины Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совестиНедостаточная развитость нравственных представлений и волиПример друзей – так называемая кража «за компанию»Из ревностиИз чувства мести
Дети – изгоиЭто:Чрезмерно опекаемые в семьеТе, кто не может постоять за себяС внешними недостаткамиСлишком агрессивныеСлишком неопрятные или наоборотТе, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителейБолтуны, или те, кто не умеет общатьсяЯбеды
Опрос классных руководителей
Психолого-педагогическая помощь трудным подросткам1. Установка на принятие подростка таким, каков он есть. 2. Наличие коммуникативной толерантности (терпимости, переносимости).3. Оптимистический взгляд на подростка .4. Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической помощи.5. Готовность педагога относиться к подростку не менее уважительно, чем к себе. 6. Доброжелательность и чистосердечность.
ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ-основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку
Работая с ребенком мы устраняем чаще всего следствие, а не саму причину.
Проступок необходимо рассматривать в трех плоскостях Причинная (почему ты это сделал?)Целевая (зачем?)Ценностно-смысловая ( ради чего?)
В заключение Взрослым необходимо помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка.Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждение, что его любят, что он хороший.
Для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе и способные на многое в жизни люди.